Административная ответственность в медицине

Содержание
  1. Административная ответственность медицинских работников и медицинских учреждений
  2. Что является административным правонарушением
  3. За что предусматривается ответственность
  4. Нарушение порядка оказания медицинской помощи
  5. Нарушение порядка проведения медицинской экспертизы
  6. Несоблюдение ограничений при осуществлении деятельности в сферах охраны здоровья и обращения лекарственных средств
  7. Нарушение прав граждан в сфере охраны здоровья
  8. Нарушение порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов
  9. Нарушение порядка проведения клинических исследований лекарственных препаратов для медицинского применения и доклинических исследований лекарственных средств для медицинского применения
  10. Осуществление медицинской и фармацевтической деятельности с нарушением лицензионных требований
  11. Кто будет привлекать к ответственности
  12. Административная ответственность медработников
  13. Административная ответственность медицинских учреждений
  14. Наказание санитарно-эпидемиологической службы
  15. Ответственность в сфере охраны здоровья (административная ответственность)
  16. Предметом настоящего материала является административная ответственность
  17. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
  18. Перечислим составы данных правонарушений:
  19. Таким образом, в отношении составов административных правонарушений, установленных главой 6 КоАП РФ, ответственность наступает:
  20. Примеры из судебной практики
  21. Ск подготовил поправки об ответственности за преступления в медицине и мерах по их профилактике
  22. Ответственность за ненадлежащее оказание медпомощи и сокрытие такого деяния
  23. Дополнительное обучение как профилактика преступлений в медицине
  24. Административная ответственность медицинских работников
  25. За что привлекают медиков?
  26. Как себя вести в случае возбуждения дела об административном правонарушении

Административная ответственность медицинских работников и медицинских учреждений

Административная ответственность в медицине

Сфера здравоохранения тщательно охраняется государством, поэтому все сферы, связанные с лечением, продажей, перевозкой, лицензией и прочими вопросами, контролируются государством. В случае несоблюдения предписанных правил налагается административное взыскание. О том, какие меры применяются к лицам, нарушающим законодательство в области здравоохранения, расскажем далее.

Законодательством охраняется сфера здравоохранения и медицины, поэтому за нарушения норм в проведении деятельности, продаже и перевозке лекарственных изделий, предоставления дополнительных не лицензионных услуг, включение в оборот фальсифицированных контрафактных изделий, нарушение требований по охране труда и санитарному контролю физическое, должностное или юридическое лицо наказывается штрафной санкцией или тюремным заключением на срок, прописанный в каждом конкретном случае.

Что является административным правонарушением

Административным нарушением права считается действие против правил, виновное деяние или его отсутствие со стороны лица, за которое по законодательству устанавливается административная ответственность медицинских работников, в зависимости от тяжести совершенного действия. Деятельность юридического лица называются противоправными, в случаях, рассмотренных нормами второго раздела КоАП РФ или региональными нормативами.

За что предусматривается ответственность

Ответственность предусматривается за несоблюдение установленного государственного порядка в сфере медицины и здравоохранения. Это прописано в нормах. Чаще всего, наказание последует за перечисленные ниже правонарушения.

Ответственность последует только после того, как будет доказано противоправность действий виновного лица и возможность человека не нарушать правила, предписанные законодательством и кодексом.

Подробная информация на тему виды ответственности медработников дана в КоАП РФ.

Должностное лицо, а именно, человек, который постоянно или временно выполняет функции представителя власти, привлекается к ответственности по статье 2.4 КоАП РФ, в случае, если человек выполнил ненадлежащим образом или не выполнил свои служебные обязанности.

Нарушение порядка оказания медицинской помощи

По Федеральному закону 323 части первой статьи 37 об охране здоровья россиян, с января 2013 года медицинскую помощь организуют и предоставляют по существующему порядку, который обязателен для исполнения у всех российских медицинских учреждений. Также по специальным стандартам за исключением помощи, которая оказывается по апробации.

По статье 37 пункту второму ФЗ 323 порядок и стандарт того, как должна оказываться медицинская помощь, составляет и утверждает уполномоченный орган.

В связи с этим, предусматриваются наказания за правонарушения в области оказания медицинской помощи населению по ФЗ No 1093620-6 и КоАП РФ статье 6.34. Закон был утвержден  уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

По нему лица, которые не соблюдают требования, получают предупреждение или на них накладывается материальная штрафная санкция в количестве от 10 000 до 20 000 рублей для должностных лиц, а для самого учреждения — сумма от 100 000 до 300 000 рублей.

При этом если действие приведет к тому, что произойдет возникновение пострадавших,  должностные лица должны будут уплатить административный штраф в количестве от 20 000 до 30 000 рублей, а руководство  учреждения — сумму от 200 000 до 400 000 рублей. Во втором случае возможна приостановление работы на период до трёх месяцев.

Нарушение порядка проведения медицинской экспертизы

В проекте ФЗ РФ No 1093620-6 прописана административная ответственность за нарушения работником или медицинской клиникой существующих порядков, по которым проводится медицинская экспертиза, за исключением того исследования, которое проводится, чтобы оказать помощь, просмотр или освидетельствование. Также в качестве исключения является диспансеризация.

По КоАП РФ статье 6.35 за нарушения при медицинской экспертизы полагается введение штрафа в размере от двух до трёх тысяч рублей на сотрудника клиники и 30-50 тысяч рублей на саму клинику.

Стоит отметить, что экспертиза по статье 58 ФЗ 323 — исследование, которое нацелено на то, чтобы понять, какое состояние здоровья у гражданина, чтобы определить его трудоспособность или возможность осуществлять что-либо еще, а также, чтобы установить причину между факторами и россиянином с его здоровьем.

На территории России проводятся экспертизы, для того чтобы:

  1. Определить временную нетрудоспособность;
  2. Сделать государственную проверку;
  3. Сделать военное освидетельствование;
  4. Сделать независимое психиатрическое заключение;
  5. Определить квалификационную пригодность и то, как болезнь связана с основной работой;
  6. Определить качество предъявляемой помощи.

Порядок того, как должна быть проведена конкретная разновидность исследования, должен быть составлен с содействием органа государственной исполнительной ветви власти.

Медицинским освидетельствованием по статье 65 ФЗ 323 является список методов осмотра с исследованиями, которые нацелены на то, чтобы подтвердить состояние человека, влекущее к наступлению юридических последствий. К освидетельствованию относятся:

  • Исследования на наркотическое, алкогольное или токсическое опьянение;
  • Исследование на нарушение психики
  • Исследование наличия противопоказаний, по которым нельзя управлять транспортом и иметь оружие.

Ответственность у  медицинских работников наступает, если человек нарушил законный порядок освидетельствования и отказался его проходить перед рейсом или после него по статье 11.32 КоАП РФ.

Несоблюдение ограничений при осуществлении деятельности в сферах охраны здоровья и обращения лекарственных средств

Ограничения, которые налагаются на работников сферы здравоохранения при работе даны в разделе 74 статьи 323 ФЗ.

По части 3 норматива за несоблюдение ограничений люди несут юридическую ответственность медработников по законодательству РФ.

Заметим, что в КоАП РФ нет правовых статей, которые бы рассматривали наказания за эти правонарушения. Этот пробел устраняет кодекс нормой 6.36.

По нему таким представителям здравоохранения выносится предупреждение, штрафная санкция в количестве от 5-7 тысяч для лиц и от 20-30, для всего руководства клиники и охраны.

Помимо того, если не соблюдать эти законодательные ограничения об обращении лекарств для применения в медицинских профессиональных учреждениях, организации, которые их выпускают, платят штраф в размере от 300 до 500 тысяч рублей. Представленные ограничения подробно даны в статье 67.1 ФЗ от 2010 года 61.

Нарушение прав граждан в сфере охраны здоровья

Охрана труда и здоровья работающих лиц, сохранение безопасности работы на предприятии — основная задача руководителя любого учреждения.

Несоблюдение законодательства в этих сферах приводит к получению предупреждения, административного штрафного взыскания, закрытия клиники или наступления уголовной ответственности к руководству.

Мера наказания определяется в зависимости от тяжести преступления, наличия пострадавших и прочих факторов.

Нарушение порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов

Назначаются и выписываются препараты во время медицинской помощи в порядке, который определен в Приказе от 2012 года 1175н.

По нему, а точнее по статьям 30 и 34, выписываются лекарства для первой помощи амбулаторно. Этот порядок распространяется на граждан, исходя из того, какое заболевание у больного. Выписывает препараты доктор в единоличном порядке или с комиссией, если заболевание не типично, имеет свои особенности, и если есть осложнения сопутствующих заболеваний.

При этом действует пункт 6.1 того же закона. По нему медики не могут давать рецепты:

  1. На препараты, если нет показаний для их приема;
  2. На лекарства, которых нет в России;
  3. На лекарства, которые по инструкции, должны находиться только в клиниках;
  4. На наркотики и психотропные препараты, которые по второму перечню наркотических средств, подлежат контролю и зарегистрированы законодательством только для лечения наркомании.

По КоАП РФ статье 6.37 за нарушение установленного порядка назначения препаратов, на врача наступает санкция в размере от 5 до 20 тысяч рублей, если нет уголовного состава преступления. В случае нарушения уголовного законодательства, лицо преследуется по закону и может быть заключено в тюрьму.

Нарушение порядка проведения клинических исследований лекарственных препаратов для медицинского применения и доклинических исследований лекарственных средств для медицинского применения

По новому нормативу 6.

36 КоАП РФ сказано, что за то, что человек нарушит правила клинической практики, которая утверждена уполномоченным на это органом, во время того, как будет проводиться клиническое обследование лекарств для употребления внутрь пациентами, он будет нести административную ответственность. На него будет наложен штраф в объеме от 5 до 10 тысяч рублей. Если данное правило нарушит учреждение, оно будет выплачивать от 20 до 30 тысяч рублей на основании закона.

Помимо этого, предусмотрена санкция за нарушения норм при лабораторном исследовании исполнительной властью на изучения лекарств. Применяются такие же штрафы к должностным и юридическим лицам.

Осуществление медицинской и фармацевтической деятельности с нарушением лицензионных требований

По нормативу 6.40 подпункту 1 осуществлять деятельность с нарушением требований, которые предусмотрены лицензией, сможет привести к предупреждению либо наложению штрафной санкции в количестве от 20 до 30 тысяч рублей. На руководителя отдела до 200 тысяч рублей.

Кроме того, если работа проводилась в области медицины и фармацевтической сферы с грубым лицензионным нарушением, то лицо при исполнении служебных обязанностей должно будет выплатить штраф до 35 тысяч рублей, а учреждение — 300 тысяч рублей.

Оно может быть закрыто на период до 3 месяцев.

Но обновленному закону 14.4.2 КоАП РФ по подпункту 1 нарушение в сфере торговли лекарствами и медикаментами приводит к взысканию для лиц в объеме до 30 тысяч рублей, а для организаций — до 150 тысяч рублей. Также организация может быть закрыта на 3 месяца.

Кто будет привлекать к ответственности

К ответственности будут привлекать вышестоящие органы здравоохранения, такие как Федеральная служба по надзору и санитарно-эпидемиологическая служба, Росздравнадзор с его местными органами, правоохранительные отделения и суд.

Административная ответственность медработников

Работники могут быть привлечены не только к дисциплинарной, но и административной ответственности врача, в случае несоблюдения предписанных должностных инструкций организацией и имеющихся законодательных норм.

Из мер административной ответственности для таких сотрудников, предусмотрено наказание в виде предупреждения, штрафной санкции, изъятие с конфискацией оборудования, которым было совершено нарушение условий нормы, ареста, выдворения за отечественную границу и дисквалификации.

Административная ответственность медицинских учреждений

Медицинские учреждения, как и работники, несут ответственность за нарушения законов о медицине и здравоохранении.

На юридических лиц госучреждений накладывается денежный штраф, а также санкция в форме тюремного заключения на срок, указанный в законодательстве, в связи от тяжести нарушения права и разновидности деятельности.

Ответственность на частные и общегосударственные клиники наступает в том случае, когда были нарушены правила лицензирования, выпуске, использовании и продажи контрафактных медикаментов и оборудование, применения клиники и использование отдельными лицами частной народной медицины без прав на выполнение подобных действий.

Наказание санитарно-эпидемиологической службы

Санитарно-эпидемиологическая служба — центральный контролирующий исполнительный орган, созданный при минздраве, для поддержания порядка в медицине, улучшения эффективности работы центральных, региональных и местных государственных и частных клиник. Его работа заключается в контроле всех отделений и федеральных субъектов, информировании населения о заболеваниях и другом.

Медицинские учреждения получают административные наказания от санитарно-эпидемиологической службы в виде штрафной санкции, предупреждения, выговора, лишения лицензии, приостановления деятельности на определенный срок, лишения заведующего клиникой и его заместителя полномочий и другое. Тяжесть наказания за правонарушения зависит от степени тяжести самого нарушения права. В каждом отдельном случае действуют статьи из КоАП РФ.

В целом, медицина и фармацевтика — две сферы, к которым привлечено особое внимание со стороны государства. Несоблюдение общегосударственных норм в этих областях приводит к взысканию в виде штрафа, закрытия медучреждения или наступления уголовной ответственности.

Ответственность в сфере охраны здоровья (административная ответственность)

Административная ответственность в медицине

В предыдущих материалах была рассмотрена уголовная и гражданско – правовая ответственность медицинского работника.

Предметом настоящего материала является административная ответственность

Если уголовное наказание наступает за совершение преступления, предусмотренного особенной частью Уголовного кодекса РФ, то административная ответственность наступает за совершение административного правонарушения, предусмотренного Кодексом об административных правонарушениях РФ (далее – КоАП РФ) или законами субъектов РФ об административных правонарушениях.

Понятие административного правонарушения содержится в ч.1 ст.2.1. КоАП РФ.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ (ГРАЖДАНСКО – ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ)

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ (УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ)

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Административная ответственность в отличие от уголовной может применяться как в отношении медицинского работника, так и в отношении медицинской организации как юридического лица. Это следует из ч.ч.2, 3 ст. 2.1. КоАП РФ. Уголовная ответственность наступает только в отношении физического лица – медицинского работника.

При этом, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

ПРОВЕРКА КОНТРАГЕНТА

Важно!

В то же время следует учесть, что назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Составы административных правонарушений, посягающие на здоровье, санитарно – эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность предусмотрены в главе 6 КоАП РФ.

Перечислим составы данных правонарушений:

  • Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст.6.3. КоАП РФ);

Ответственность по данной статье наступает в отношении граждан, должностных лиц, юридических лиц. Ответственность наступает в виде предупреждения, штрафа, приостановления деятельности.

  • Нарушение правил оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров либо хранения, учета, реализации, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза или уничтожения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры (ст.6.16. КоАП РФ);

Ответственность по данной статье наступает в отношении юридических лиц. Ответственность наступает в виде штрафа с конфискацией или приостановления деятельности.

  • Нарушение установленных правил в сфере обращения медицинских изделий (ст.6.28. КоАП РФ);

Ответственность по данной статье наступает в отношении граждан, должностных лиц, юридических лиц. Ответственность наступает в виде штрафа.

  • Невыполнение обязанностей о представлении информации о конфликте интересов при осуществлении медицинской деятельности и фармацевтической деятельности (ст.6.29. КоАП РФ);

Ответственность по данной статье наступает в виде штрафа. Ответственность применяется в отношении медицинского работника (ч.1), руководителя медицинской организации (ч.2), индивидуального предпринимателя, занимающегося медицинской деятельностью (ч.3).

  • Невыполнение обязанностей об информировании граждан о получении медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (ст.6.30.КоАП РФ);

Ответственность по данной статье наступает в отношении должностного лица и юридического лица. Ответственность наступает в виде назначения административного штрафа.

  • Нарушение законодательства о донорстве крови и ее компонентов (ст.6.31КоАП РФ);

Ответственность по данной статье наступает в отношении должностного лица и юридического лица. Ответственность наступает в виде предупреждения или назначения административного штрафа.

  • Нарушение требований законодательства в сфере охраны здоровья при проведении искусственного прерывания беременности (ст.6.32. КоАП РФ);

Ответственность по данной статье применяется в отношении граждан, должностных лиц, юридических лиц. В целях статьи 6.32. КоАП РФ под гражданами понимаются медицинские работники, не являющиеся должностными лицами. Ответственность наступает в виде штрафа.

Обращение фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и оборот фальсифицированных биологически активных добавок (ст.6.33.КоАП РФ).

ЛИКВИДАЦИЯ ООО

Ответственность по данной статье применяется в отношении должностных лиц и юридического лица. Ответственность наступает в виде штрафа (ч.1), в виде административного приостановления деятельности (ч.2).

Таким образом, в отношении составов административных правонарушений, установленных главой 6 КоАП РФ, ответственность наступает:

  • в отношении медицинских работников по составу правонарушения ст. 6.29 КоАП РФ и ст.6.32. КоАП РФ;
  • в отношении должностных лиц медицинской организации по всем составам, кроме 6.29. КоАП РФ и ст.6.32. КоАП РФ;
  • в отношении медицинской организации по всем составам, кроме 6.29.КоАП РФ и ст.6.32. КоАП РФ.

Составы административных правонарушений, предусмотренные главой 6 КоАП РФ – это далеко не полный перечень оснований для административной ответственности должностных лиц медицинской организации и медицинской организации как юридического лица.

Административная ответственность в отношении должностных лиц медицинской организации, а также медицинской организации как юридического лица также может наступать по отдельным статьям раздела 14 КоАП РФ, например, по ст.14.1 КоАП РФ «Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)»; ст.14.8 КоАП РФ «Нарушение иных прав потребителей».

Примеры из судебной практики

Ск подготовил поправки об ответственности за преступления в медицине и мерах по их профилактике

Административная ответственность в медицине

20 июня Следственный комитет РФ представил на общественное обсуждение два законопроекта, один из которых устанавливал уголовную ответственность медицинских работников за неоказание или ненадлежащее оказание медицинской помощи, а также сокрытие данных деяний, другой предполагал возможность допуска медиков, привлеченных к уголовной ответственности, к продолжению медицинской деятельности после дополнительного профессионального обучения и прохождения аккредитации.

Однако к моменту публикации новости выяснилось, что проекты удалены с официального портала. Редакция «АГ» успела ознакомиться с их содержанием, а эксперты – прокомментировать (ниже представлены сохраненные копии документов. – Прим. ред.).

Ответственность за ненадлежащее оказание медпомощи и сокрытие такого деяния

Так, первым законопроектом предусматривалось дополнить Особенную часть УК статьями 124.1 и 124.2 о ненадлежащем оказании медицинской помощи (медицинской услуги) и сокрытии ее ненадлежащего оказания, а также изложить в новой редакции ст. 235.

Как указывалось в пояснительной записке, проект направлен на дополнительную защиту прав граждан на квалифицированную и безопасную медицинскую помощь, охрану их здоровья и жизни. В документе обращалось внимание на стабильный рост количества обращений в правоохранительные органы граждан, не удовлетворенных результатами оказания медпомощи.

При этом указывалось, что в настоящее время преступления, совершенные медработниками, квалифицируются по разным статьям УК, ни одна из которых в полной мере не учитывает особенности профессиональной медицинской деятельности. Судебная практика не имеет единообразия.

«Перед следователем постоянно возникает выбор между несколькими нормами уголовного закона (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, неоказание помощи больному, причинение смерти по неосторожности), соответствующими совершенному деянию и наступившим последствиям», – сообщалось в пояснительной записке.

Там же отмечалось, что предлагаемые нормы, в отличие от действующих положений ГК, содержат указание на субъект преступления – медработника, конкретизацию вида помощи (в том числе медицинских услуг), учитывают различные последствия, что позволит избежать правоприменительных ошибок.

В частности, ненадлежащее оказание медпомощи (услуги), повлекшей по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, предлагалось наказывать штрафом до 200 тыс. руб. с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до года или без такового, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на тот же срок.

Если такое же деяние повлекло по неосторожности смерть человека, предусматривался штраф до 500 тыс. руб.

с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет или без такового, либо ограничение свободы до трех лет, либо принудительные работы на срок до 4 лет, либо лишение свободы также до 4 лет.

В случае смерти двух и более лиц наказание в виде ограничения свободы составляло до 4 лет либо предусматривало принудительные работы на срок до 5 лет, либо лишение свободы до 6 лет (ст. 124.1).

Согласно ст. 124.

2 за внесение недостоверных сведений в медицинскую документацию, ее сокрытие, подмену либо уничтожение, а также аналогичные действия в отношении биологических материалов с целью сокрытия ненадлежащего оказания медпомощи (услуги) другим медработником, деяния которого повлекли тяжкий вред здоровью или смерть одного и более лиц, предусматривался штраф до 300 тыс. руб., либо ограничение свободы до 3 лет, либо принудительные работы, либо лишение свободы на указанный срок.

За совершение указанного деяния должностным лицом либо лицом, осуществляющим в медучреждении управленческие функции, предполагался штраф до 1 млн руб. с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового, либо ограничение свободы до 4 лет, либо лишение свободы на тот же срок.

Отмечалось, что внесение в УК данных поправок потребует корреспондирующих изменений в ст. 31 и 151 УПК.

Кроме того, предлагалось изложение в новой редакции ст. 235 УК.

Так, за незаконное осуществление лицом медицинской и (или) фармацевтической деятельности на основании заведомо поддельных (подложных) документов либо без документов, если это повлекло по неосторожности причинение вреда здоровью, устанавливался штраф до 500 тыс. руб.

, либо принудительные работы до 3 лет, либо лишение свободы до 4 лет. В случае смерти человека такое деяние предлагалось наказывать лишением свободы до 5 лет со штрафом до 1 млн руб. В случае смерти двух и более лиц – лишением свободы от двух до 7 лет со штрафом до 2 млн руб.

В заключение в пояснительной записке отмечалось, что в СК сложилась устойчивая практика расследования уголовных дел о преступлениях в медицине, включая резонансные. В связи с этим подследственность таких уголовных дел предлагалось отнести к компетенции СК.

«Дела врачей» будет расследовать специальная группа СКСледственный комитет РФ создает группу по расследованию ятрогенных преступлений

В комментарии «АГ» адвокат АП Челябинской области Елена Цыпина отметила, что полагает введение специальных норм в уголовное законодательство избыточным. «Особенная часть УК содержит достаточно составов (например, ст. 171, ч. 2 ст. 109, ч. 2 ст. 118, ст. 124, ст. 238 и т.д.

) для привлечения к ответственности медицинских и фармацевтических работников, допустивших деяния, которые повлекли общественно опасные последствия, – пояснила она. – В настоящее время требуется всестороннее и объективное расследование уголовных дел по имеющимся статьям УК».

Одной из проблем на стадии расследования, по мнению эксперта, является проведение независимой и качественной судебной экспертизы по делу. Введение дополнительных статей, считает адвокат, может привести к увеличению ошибок в правоприменении, которых и так достаточно.

Партнер юридической фирмы «Law& CommerceOffer» Виктория Соловьева также убеждена в отсутствии объективной необходимости в дополнении УК и введении новых составов, связанных с медработниками.

Проблема с привлечением к ответственности за врачебные ошибки, по ее мнению, связана не с отсутствием возможности наказания, а, скорее с низким качеством работы следственных органов, а также со свободным доступом врачей, совершивших преступление, к медицинской документации, которую возможно сфальсифицировать. «Предложенная для внесения в УК формулировка ст. 124.

1, на мой взгляд, оставляет большие возможности для расширительного толкования. В частности, не определено, о нарушении каких именно профессиональных обязанностей идет речь», – подчеркнула эксперт.

Старший партнер юридической группы «Ремез, Печерей и Юсуфов» Иван Печерей считает введение указанных норм в УК не чем иным, как дискриминацией определенной группы людей (медицинских работников) по профессиональному признаку, поскольку Кодекс не содержит специальных составов преступлений для представителей иных профессий (педагогов, строителей, инженеров и т.п.).

Почему правоохранительные органы видят во враче преступника?Врачебные преступления с неосторожной формой вины должны быть декриминализованы

«Кроме того, обращает на себя внимание тот факт, что законопроектом устанавливалась санкция за ненадлежащее оказание медпомощи, повлекшее по неосторожности смерть человека, в виде 4 лет лишения свободы, что фактически является ужесточением наказания, так как ранние нормы содержали санкцию до трех лет лишения свободы, что относило подобные преступления к категории преступлений небольшой тяжести, при которых срок привлечения к уголовной ответственности составлял 2 года. С учетом положений законопроекта срок привлечения к уголовной ответственности, ввиду того что данная категория преступлений будет отнесена к преступлениям средней тяжести, возрастет до 6 лет, что, на мой взгляд, значительно увеличит число осужденных медработников», – подчеркнул Иван Печерей.

По мнению эксперта, также является излишним введение в УК специального состава за внесение недостоверных сведений в медицинскую документацию, ее сокрытие, подмену либо уничтожение, поскольку схожая ответственность за подобное деяние предусмотрена ст. 292 УК «Служебный подлог».

«Также представляется очевидным, что предполагаемая ст. 124.

2 должна быть введена не в главу 16 “Преступления против жизни и здоровья”, а по логике построения УК – в главу 30 ʺПреступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправленияʺ, куда включены составы таких преступлений, как служебный подлог и халатность».

В качестве позитивного момента юрист отметил исключение из предложенной редакции законопроекта определения плода человека, а также норм, связанных с причинением вреда плоду, попытка введения которых, как отметил Иван Печерей, вызывала недоумение подавляющего числа специалистов.

Дополнительное обучение как профилактика преступлений в медицине

Второй законопроект предусматривал внесение изменения в ст. 69 Закона об охране здоровья граждан в РФ.

Как отмечалось в пояснительной записке, необходимость поправки обусловлена тем, что медработник, совершивший преступление, в том числе отстраненный на определенный срок от врачебной деятельности, может быть вновь допущен к ней.

При этом факт совершения преступления может свидетельствовать о недостаточной квалификации такого лица, а в случае назначения уголовного наказания с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью также может повлечь снижение квалификации и влечет риск совершения ошибок в дальнейшем, несет потенциальную угрозу жизни и здоровью пациентов.

Там же отмечалось, что факт неоказания и (или) ненадлежащего оказания медпомощи (услуги), повлекший уголовно наказуемые последствия, требует не только правовой оценки, но и – при подтверждении правонарушения – свидетельствует о необходимости подтверждения профессиональных знаний данного лица.

С этой целью ч.

4 указанной нормы Закона об охране здоровья предлагалось дополнить указанием, что к осуществлению медицинской или фармацевтической деятельности после прохождения обучения по дополнительным профессиональным программам (повышение квалификации, профпереподготовка) и прохождения аккредитации наряду с лицами, не работавшими по специальности более 5 лет, могут также быть допущены лица, осужденные (подозреваемые, обвиняемые, в отношении которых уголовное дело прекращено по нереабилитирующим основаниям на стадии предварительного расследования или в суде) за неоказание и (или) ненадлежащее оказание медпомощи (медуслуги).

Виктория Соловьева положительно оценила предложенную поправку.

При этом она отметила, что разработчики законопроекта не учли, что медработники могут привлекаться и к административной ответственности, в связи с чем перерыв в их медицинской практике также может возникать ввиду дисквалификации по факту совершенного административного правонарушения. «На мой взгляд, целесообразно дополнить статью о необходимости дополнительного обучения и для таких категорий медработников», – добавила она.

По мнению Елены Цыпиной, введение указанного дополнения необходимо и законно.

«Неоказание медпомощи либо оказание ненадлежащей медпомощи лицом, которое в силу своих профессиональных обязанностей должно было оказать ее, причем надлежащим образом, может свидетельствовать о недостаточной квалификации, – пояснила она. – Пробелы в уровне квалификации возможно восполнить только путем обучения по профессиональным программам».

Эксперт добавила, что указанные программы повышения квалификации направлены на обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач, а в случае профпереподготовки – на получение специалистами дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин медицины, необходимых для выполнения нового вида деятельности.

Иван Печерей, напротив, считает поправку излишней.

«Единичный случай привлечения или попытки привлечения медработника к уголовной ответственности не может безусловно свидетельствовать о его недостаточной квалификации, поскольку ни в одной сфере деятельности, где присутствует человеческий фактор, не бывает исключительно безошибочной деятельности. Место ошибке есть всегда, и это общая практика. А совершение ошибки врачом, на мой взгляд, далеко не всегда является показателем его ненадлежащей квалификации», – подытожил он.

Информации о причинах удаления проектов, а также о том, будут ли они повторно размещены для обсуждения, на данный момент нет.

Административная ответственность медицинских работников

Административная ответственность в медицине

Административные правонарушения в сфере здравоохранения – распространенное явление. Рядовым врачам и главным врачам они грозят серьезными штрафами, более того, деятельность целой медицинской организации может быть приостановлена из-за административного правонарушения.

О том, за какие именно нарушения медицинские работники могут понести административную ответственность, и как себя правильно вести в случае, если вас привлекают за административное правонарушение, рассказывает Алексей Юнусов, кандидат юридических наук, адвокат, член адвокатской палаты города Москвы.

За что привлекают медиков?

Медработники подвергаются административному наказанию за нарушения административных предписаний, то есть правил осуществления медицинской деятельности, правил оказания медицинских услуг. Ответственность последует только после того, как будет доказана противоправность действий виновного лица.

В отличие от уголовной ответственности, административное правонарушение не всегда приводит к наступлению неблагоприятных последствий, в том числе причинению вреда.

Однако, если врач или медицинская организация нарушили административные предписания, хотя имелась возможность их не нарушать, то даже при том, что неблагоприятные последствия не наступили, они все равно могут быть привлечены к административной ответственности.

Привлекаться к административной ответственности могут как физические, так и юридические лица – и врач, и главный врач, и его заместитель, и медицинские организации, и индивидуальные предприниматели, которые занимаются оказанием медицинских услуг, могут быть субъектами административной ответственности.

При этом, законодательство позволяет по одному факту административного правонарушения одновременно привлечь к административной ответственности как физическое лицо, так и медицинскую организацию и назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности виновное физическое лицо.

Чтобы понять, за какие именно проступки возникает ответственность медработников учреждений, необходимо заглянуть в Кодекс об административных правонарушениях РФ.

Для медицинских работников наиболее значима 6-ая глава, которая перечисляет случаи наступления административной ответственности, связанные с нарушением охраны жизни и здоровья граждан.

Рассмотрим те из них, которые наиболее тесно связаны с медицинской деятельностью, подробнее.

Незаконное занятие народной медициной. Понятие «народная медицина» не должно вводить в заблуждение. Речь идет о любой медицинской деятельности, которая осуществляется при отсутствии лицензии.

   Медицинская деятельность подлежит обязательному лицензированию – необходимо получить специальное разрешение на ее ведение от уполномоченного органа государственной власти.

  Если деятельность осуществляется без такого разрешения – это состав административного правонарушения.

Нарушение установленных правил в сфере обращения медицинских изделий.  Важно понимать, что медицинские изделия – это не только аппаратура, но это и программное обеспечение, и электронные средства, которые используются для диагностики, выявления и лечения заболеваний.

Все медицинские изделия должны соответствовать правилам, которые установлены на территории Российской Федерации, и касаются производства, эксплуатации, установки, и технического обслуживания медицинских изделий.

Все медицинские изделия подлежат обязательной государственной регистрации, контролю их хранения и перемещения, складирования.

Нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Медицинская деятельность очень тесно связана с соблюдением санитарно-эпидемиологических норм и данные нарушения являются одними из самых распространенных в сфере здравоохранения.

В апреле 2020 года в статью был добавлен новый пункт, который ужесточает наказания за нарушения санитарно-эпидемиологических норм в период карантинов, эпидемий и чрезвычайных ситуаций.

Поэтому ответственным лицам следует уделить повышенное внимание соблюдению этих норм и учитывать, что эти нормы касаются и содержания помещений, где оказывается медицинская деятельность, и специальной одежды лиц, которые оказывают медицинскую помощь, и препаратов, инструментов, оборудования и так далее.

Невыполнение обязанностей по предоставлению информации о конфликте интересов.

Здесь речь идёт здесь о том, что, в  соответствии с ФЗ №323 «Об основах охраны здоровья граждан РФ», медицинский работник в случае наличия у него материального интереса в назначении пациенту того или иного лекарства, того или иного способа лечения, обязан сообщить об этом своему непосредственному руководителю, а руководитель медицинского учреждения  – в уполномоченный орган государственной власти с целью создания специальной комиссии для того, чтобы были предприняты действия по разрешению данного конфликта интересов. Субъектами этого административного правонарушения могут быть не только должностные лица медицинских учреждений, но и обычные врачи.

Обращение фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных изделий.  Сюда относятся случаи использования лекарственных препаратов, которые не имеют соответствующей регистрации, являются сфальсифицированными или не прошедшими необходимый пусть признания их со стороны уполномоченных органов государственной власти.

Конечно, правонарушения, которые могут повлечь административную ответственность медицинских работников, указаны не только в 6-ой главе Кодекса об административных правонарушениях, они содержатся и в других главах.

Например, осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением требований, установленных, предписанных специальным разрешением – лицензией. Т.е.

серьезные санкции грозят тем медицинским организациям или индивидуальным предпринимателям, которые получили лицензию на оказание соответствующих медицинских услуг, но действуют вопреки её требованиям.

Как себя вести в случае возбуждения дела об административном правонарушении

Возбуждение дела об административном правонарушении в большинстве случаев начинается с составления протокола. Лицо, в отношении которого будет составляться протокол, в обязательном порядке должно быть приглашено для участия в составлении протокола. Приглашение оформляется повесткой или уведомлением.

Получив повестку и уведомление о составлении протокола об административном правонарушении, необходимо явиться на его составление.

Мнение о том, что можно не приходить – ошибочно, иначе протокол будет составлен без вашего участия, а в случае рассмотрения дела в суде, по умолчанию признается, что не явившись на его составление, вы признаете себя виновным в административном правонарушении.

С момента получения повестки или уведомления о вызове для составления протокола об административном правонарушении следует обратиться к услугам адвоката. Процедура составления протокола об административном правонарушении имеет много нюансов.

Часто нарушения допускаются уже на этапе составления протокола.

От того, что будет написано в протоколе зависит то, каким образом дальше будет развиваться дело, будет ли лицо привлечено к ответственности за административные правонарушения или дело будет прекращено за отсутствием состава или за отсутствием события административного правонарушения. В присутствии адвоката, лицо, в отношении которого составляется протокол, может быть уверено, что все нарушения, допущенные при составлении протокола, будут выявлены, зафиксированы и пресечены.

Если вы не смогли привлечь адвоката на этапе составления протокола, то помните, что еще перед началом составления протокола об административном правонарушении лицо, составляющее протокол, обязано разъяснить вам ваши права, предусмотренные Кодексом об административных правонарушениях.

Все права должны быть вам ясны и понятны. Если есть вопросы, то их необходимо задать.

Отдельно вам обязаны разъяснить право, предусмотренное статьёй 51 Конституции Российской Федерации, которая гласит, что «никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом».

Необходимо тщательно прочитать протокол, нельзя подписывать, не читая, в нем могут содержатся пункты, с которыми вы не согласны, или согласны частично. Очень часто протокол об административном правонарушении готовится заранее и даже распечатывается, и когда вы приходите для его составления, вам предлагают готовый документ для ознакомления.

Читайте очень внимательно, постарайтесь понять для себя каждый термин, каждую формулировку, каждое числовое значение, которое указывается в протоколе.  Адвокату будет сложнее строить защиту, если в документе указано, что возражений и замечаний к протоколу с вашей стороны нет.

На составлении протокола, ни в коем случае не торопитесь и перед подписанием ознакомьтесь со всеми его пунктами.

У вас есть право написать к протоколу возражения. Вы можете указать на те пункты, с которыми вы не согласны, указать, что в протоколе не соответствует действительности, противоречит вашей позиции или мнению по рассматриваемой ситуации.

Как правило, в бланке протокола для возражений отводится немного места, и его может быть недостаточно для того, чтобы полностью изложить возражения.

В этой ситуации необходимо попросить дополнительный лист бумаги или заблаговременно взять несколько чистых листов с собой и подробно изложить все возражения к протоколу об административном правонарушении.

Если вы пришли на составление протокола с адвокатом, то он поможет сформировать возражения к протоколу и описать вашу позицию юридически грамотным образом, подразумевая, что потом этот документ попадёт в суд и ему будет дана надлежащая оценка.

Далее необходимо попросить лицо, составляющее протокол, приобщить возражения к материалам производства об административном правонарушении.

Суд или административный орган, рассматривая дело об административном правонарушении, обязательно изучит ваши возражения, отметив, что вы возражали еще на этапе составления протокола – это дополнительный повод для того, чтобы учесть ваши аргументы при вынесении постановления.

В суде, как правило, также требуется помощь адвоката для того, чтобы правильно донести свою позицию до суда.

Помимо этого, кодекс об административных правонарушениях, в случае рассмотрения дела судом, всегда предполагает возможность замены административного штрафа предупреждением.

  Адвокат, участвуя при рассмотрении дела в суде, либо в административном органе, безусловно, будет ходатайствовать об этом для улучшения вашей позиции.

Если все же вас признают виновным в административном правонарушении, то вынесенное постановление может быть обжаловано в судебном или в административном порядке.

В случае обжалования в административном порядке жалоба подаётся в вышестоящий орган, который рассматривал дело об административном правонарушении, в случае обжалования в судебном, жалоба подаётся непосредственно в суд. Срок для того, чтобы подать жалобу, небольшой и составляет всего 10 дней.

Поэтому если вы намерены обжаловать постановление о привлечении к административному правонарушению, вам необходимо в тот же день, как вы получили это постановление обратиться за оказанием юридической помощи к адвокату, потому что ему, безусловно, потребуется время, если он не участвовал при рассмотрении дела, не участвовал при составлении протокола для того, чтобы изучить материалы, посмотреть сложившуюся судебную практику, дать им оценку, и исходя уже из этого, построить вашу защиту, сформировать жалобу в суд и защитить ваши интересы уже в процессе рассмотрения дела об административном правонарушении в суде.

В любом случае, адвокат предпримет все возможные меры для того, чтобы права и интересы доверителя были защищены надлежащим образом, всем представленным доказательствам была дана надлежащая оценка, и суд или административный орган вынес единственно правильное объективное решение.

Материал подготовлен  в рамках гранта президента Российской Федерации, предоставленным Фондом президентских грантов (в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2019 г. No 30 «О грантах Президента Российской Федерации, предоставляемых на развитие гражданского общества»)

День юриста
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: