Авторское право интернет радио

Содержание
  1. Авторские отчисления в РАО и ВОИС
  2. В чем разница между рао и воис
  3. Что такое фонограмма
  4. Что понимается под публичным исполнением фонограмм
  5. Нужно ли разрешение на публичное исполнение фонограмм
  6. Как рассчитывается размер вознаграждения
  7. Как правообладатели узнают о незаконном использовании их фонограмм
  8. Что будет, если использовать фонограмму без договора
  9. Судебная практика
  10. Возможно ли использовать фонограммы без заключения договора с ВОИС
  11. Как поставить музыку для клиентов и не попасть на штраф
  12. Почему нельзя включать музыку из плейлиста
  13. Как получить музыку за деньги
  14. Где взять музыку бесплатно
  15. Что будет, если нарушить закон
  16. Вопросы и ответы по авторским правам и легальности интернет радио
  17. Публичные и непубличные / Коммерческие и некоммерческие
  18. Виды авторских прав, лицензий и немного о свободной музыке
  19. Где найти свободную музыку или музыку по подписке
  20. Как хостинг компания мы не предоставляем авторские права
  21. Авторское право интернет радио
  22. Рао хочет денег от сетевого радио и интернет-тв
  23. Авторские права интернет радио
  24. Конференция ЮрКлуба
  25. О публичном прослушивании музыки
  26. Интернет вещание и авторское право
  27. В помощь радиовещателю
  28. 7 мифов об авторском праве на музыкальные произведения в рекламе
  29. ♫ Ликбез по авторскому праву, часть вторая. Лицензирование и взаимодействие с РАО. Что делать, если ваши права нарушены ♫ ИМИ.Журнал
  30. Что такое лицензионный договор (лицензия)
  31. Какие действия можно разрешать по лицензии 
  32. Что такое коллективное управление правами
  33. Как собираются вознаграждения для правообладателей
  34. Что такое РСП
  35. Что такое РАО
  36. Что такое ВОИС

Авторские отчисления в РАО и ВОИС

Авторское право интернет радио

Музыкальные произведения с текстом и без текста охраняются авторским правом, и в соответствии с законом их авторы имеют право получать вознаграждение за каждое использование своих произведений. Публичное исполнение музыкальных произведений является одним из способов использования интеллектуальной собственности.

На публичное исполнение необходима специальная лицензия, разрешающая использовать произведение таким образом.

Если в кафе, ресторане, холле гостиницы, торговом зале супермаркета, фитнес-клубе или салоне красоты звучит музыка, то это – публичное исполнение, и авторам, дающим разрешение на использование своих произведений, положено вознаграждение.

Каким образом развивать свой бизнес в рамках закона, как платить вознаграждение авторам и как отчитываться за то, какие произведения прозвучали, расскажем в нашей статье.

В чем разница между рао и воис

В России существует две организации, аккредитованные государством, которые осуществляют коллективное управление авторскими и смежными правами – РАО и ВОИС. РАО – это «Российское Авторское Общество».

ВОИС – Всероссийская Организация Интеллектуальной Собственности (не путайте ее с другой ВОИС – Всемирной организацией интеллектуальной собственности, занимающейся администрированием вопросов, связанных с интеллектуальными правами, на международном уровне).

Работа обеих организаций регламентирована статьей 1242 Гражданского кодекса Российской Федерации, в которой сказано, что они «вправе от имени правообладателей или от своего имени предъявлять требования в суде, а также совершать иные юридические действия, необходимые для защиты прав, переданных им в управление на коллективной основе». Поэтому когда представители РАО и ВОИС приходят с проверкой в то или иное общественное заведение, они действуют строго в рамках своих полномочий. Также и авторские отчисления РАО и ВОИС получают от пользователей, распределяют и выплачивают правообладателям, действуя по закону.

Важно понимать, что для проигрывания музыки в заведении нужно заключить договоры с обеими организациями, потому что РАО управляет правами авторов, а ВОИС – исполнителей и изготовителей фонограмм. На официальных сайтах обеих организаций есть реестры произведений и фонограмм, правами на которые управляют ОКУП.

Что такое фонограмма

Статья 1304 ГК РФ определяет фонограмму следующим образом: «любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение». Любая музыка, которую мы слушаем в записи, является фонограммой, вне зависимости от того, что мы используем, чтобы ее послушать – ресурсы в интернете, диски, радио.

Фонограмма – объект смежных прав, а следовательно, подлежит охране. «Автором» фонограммы является ее изготовитель. И для возникновения прав на этот объект интеллектуальной собственности не требуется соблюдения каких-либо формальностей – то есть право на фонограмму регистрировать не надо.

Использование объектов смежных прав без выплаты вознаграждения правообладателю допустимо только в некоторых случаях, к которым публичное исполнение записи в публичных местах не относится.

Что понимается под публичным исполнением фонограмм

Публичное исполнение фонограммы четко определено в российском законодательстве, как «любое сообщение фонограммы с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается фонограмма в месте ее сообщения или в другом месте одновременно с ее сообщением» (статья 1324).

Поэтому проигрывание музыки в магазинах, салонах красоты, фитнес-центрах, кафе, ресторанах и барах, развлекательных комплексах, парках, клубах, зрелищных и спортивных мероприятиях и др. является публичным исполнением фонограмм.

Нужно ли разрешение на публичное исполнение фонограмм

Два основных принципа исключительного права заключаются в том, что объект интеллектуальной собственности может использоваться только с разрешения правообладателя (автора) и только при условии выплаты ему вознаграждения. При этом закон предусматривает ряд исключений, когда не один из этих принципов или оба не действуют.

Один из таких случаев – когда фонограмма была опубликована в коммерческих целях. Такие фонограммы можно использовать, не спрашивая разрешения правообладателей – авторов музыки и текста, исполнителей и изготовителей записей. Но при соблюдении двух условий:

  • выплаты им вознаграждения;
  • предоставления отчетов об использовании фонограмм организациям по управлению правами на коллективной основе, имеющими государственную аккредитацию, потому что сбор с пользователей вознаграждения в пользу правообладателей возложен на эти организации.

Как рассчитывается размер вознаграждения

На официальных сайтах РАО и ВОИС размещены Положения о ставках, в соответствии с которыми рассчитывается вознаграждение правообладателей.

Ставки организаций зависят:

  • от того, в каком заведении и в каких условиях проигрывается произведение (в ходе массовых мероприятий, в кафе и ресторанах, отелях, в парках, клубах, музеях, торговых точках, спортивных учреждениях, на транспорте, в кинотеатрах, в театральных постановках и т.п.);
  • числа жителей в городе, в котором находится заведение или проходит мероприятие («региональный коэффициент»);
  • числа объектов одного типа, принадлежащих одному владельцу («сетевой коэффициент»);
  • площади заведений.

Кроме того, ставки РАО и ВОИС рассчитываются по-разному для заведений и мероприятий с платным и бесплатным входом, а также зависят от некоторых других условий их работы и проведения.

Как правообладатели узнают о незаконном использовании их фонограмм

РАО и ВОИС являются аккредитованными государством организациями, т.е. сбор, распределение и выплата вознаграждения со всех пользователей являются их прямой обязанностью.

РАО и ВОИС на регулярной основе направляют в общественные заведения своих представителей для проведения переговоров – разъяснений норм законодательства об авторских и смежных правах и заключения договоров.

В случае отказа пользователя от заключения договора представители РАО и ВОИС вправе осуществить видеофиксацию публичного исполнения музыкальных записей, которые затем идентифицируются с помощью фонографических и музыковедческих экспертиз.

Экспертиза с подписью специалиста является основанием для направления в адрес владельца бизнеса досудебной претензии и доказательством нарушения авторского и смежных прав в суде.

Перед тем, как обратиться в суд, организации направляют ответчику письмо с требованием выплатить компенсации за использование музыки правообладателям и заключить соответствующие договора. Если владелец бизнеса игнорирует претензию, РАО и ВОИС вправе подать иск в суд.

Что будет, если использовать фонограмму без договора

Хотим обратить ваше внимание вот на что. Проиграв одну-единственную композицию, вы нарушите права сразу трех лиц – автора, исполнителя и изготовителя фонограммы. Это значит, что нарушены будут права как исполнителя и изготовителя фонограммы, так и авторов музыкального произведения.

А минимальный размер компенсации, предусмотренной законодательством РФ за нарушение авторского права, составляет 10 000 рублей. Максимальный размер компенсации составляет 5 миллионов рублей.

Помимо финансовых убытков нелегальное использование музыкального контента может грозить и другими неприятностями:

  • конфискацией оборудования, с помощью которого осуществлялось незаконное воспроизведение музыки;
  • ликвидацией юридического лица или прекращением индивидуального предпринимателя, если было зафиксировано неоднократное нарушение закона.

Если организации подают на нарушителя в суд, придется оплатить не только отчисления в РАО и ВОИС для правообладателей, но и все судебные издержки, а также потратить свое время на участие в процессуальных действиях.

Судебная практика

В настоящее время российская судебная практика в целом складывается не в пользу нарушителей. В большинстве случаев суд встает на сторону правообладателей и организаций, их представляющих, и решает дело в их пользу. Вот только несколько примеров, когда владельцам бизнеса приходилось выплачивать весьма существенные штрафы за незаконное воспроизведение музыки:

  • с ООО «Мята» взыскано 240 000 рублей компенсации за незаконное публичное исполнение музыки с помощью технических средств в ресторане Funduk (Екатеринбург);
  • С ООО «КД Сервис» взыскано 228 000 рублей компенсации за незаконное публичное исполнение двух фонограмм с помощью технических средств в баре «Контакт бар» по иску, поданному правообладателем авторских и смежных прав, ООО «РДС Рекордс» (г.Санкт-Петербург);
  • ООО «Агат» выплатило 200 000 рублей компенсации за незаконное публичное исполнение музыки с помощью технических средств в кафе Pronto (Москва) по иску, поданному РАО;
  • ООО «Ресторатор» выплатило 182 000 рублей компенсации за незаконное публичное исполнение музыки с помощью технических средств в кафе Look (Москва) по иску, поданному Всероссийской организацией интеллектуальной собственности;
  • ИП Иващенко Е.Г. выплатила 100 000 рублей компенсации за незаконное публичное исполнение музыки с помощью технических средств в магазине «Приколись» (Ростов-на-Дону) по иску, поданному РАО.

И это только несколько примеров из обширной судебной практики с участием организаций по коллективному управлению авторскими и смежными правами.

Возможно ли использовать фонограммы без заключения договора с ВОИС

Да, такая возможность у бизнеса есть. Вопрос в другом, насколько это будет эффективно с точки зрения маркетинга и финансовых затрат.

Если вы хотите качественное музыкальное оформление, которое будет отвечать вашим запросам и вкусам вашей целевой аудитории, вы не сможете обойтись теми композициями, которые предлагают артисты не с мировой известностью или библиотеки музыки, распространяемой по открытой лицензии, в силу ряда причин:

  • очень разное качество звука, выровнять звучание и подготовить гармоничные плейлисты с использование таких композиций практически невозможно;
  • небольшой ассортимент в плане жанров и направлений;
  • неудовлетворительное качество самих композиций.

Но можно выбрать другой вариант, который не исключает РАО и ВОИС полностью из схемы организации музыкального оформления, но упрощает взаимодействие с ними для бизнеса.

Мы говорим о заключении договора с компаниями, профессионально занимающимися проектированием фоновой музыки для общественных заведений.

FONMIX организует музыкальное оформление бизнеса по всей России и не только; мы работаем с любыми компаниями, создаем плейлисты и не только для гостиничной, развлекательной и бьюти-индустрий, ритейла, деловых и офисных пространств, работаем на крупных мероприятиях любой направленности.

Все необходимые договоры с правообладателями и организациями по коллективному управлению правами заключаем мы сами, а наше программное обеспечение имеет функцию автоматической генерации отчетности, которая передается в РАО и ВОИС и на основании которой они рассчитывают вознаграждения.

Пользуясь сервисом FONMIX, вы получаете доступ – вдумайтесь только – к 11 миллионам композиций популярной музыки и к самостоятельному составлению плейлистов! Без необходимости заключать миллион договоров с правообладателями и организациями по управлению авторскими и смежными правами и ежедневно записывать треки, которые звучат в вашем кафе или салоне, для формирования отчетов.

Как поставить музыку для клиентов и не попасть на штраф

Авторское право интернет радио

Десять лет назад в оренбургский рок-бар Underground пришли проверяющие. Они обратили внимание на играющую в баре песню группы «Сплин» «Время, назад!». Оказалось, что руководитель заведения не делал за песню отчислений в РАО (Российское авторское общество), а значит, не имел права включать её. Тогда проверяющие выписали штраф.

Руководитель бара обратился к юристу. Тот сказал, что есть только одна возможность избежать штрафа — получить подписанное разрешение на воспроизведение от правообладателя.

Тогда бизнесмен решил написать лидеру группы «Сплин» и попросить выдать такое разрешение. Музыканты ответили и выслали документ. Несмотря на оригинальную формулировку, он имеет юридическую силу: сказано, что группа разрешает воспроизведение, есть подпись правообладателя.

Сейчас разрешение с автографом певца висит на стене рок-бара, а эта история стала довольно известна в интернете.

Лидер группы «Сплин» разрешил бару Underground воспроизводить песню «Время, назад!»

Эта история со счастливым концом: владелец бара избежал штрафа, а популярность заведения только возросла. Но так бывает не всегда.

В баре «Казаки» нелегально ставили песни Михаила Круга, Алексея Брянцева и других исполнителей. Суд оштрафовал владельца бара на 325 000 ₽.

Решение суда

В ресторанах сети «Ресторатор» включали песни Джо Кокера и Энрике Иглесиаса. Компанию оштрафовали на 182 000 ₽. Владельцы сети подали апелляцию, но это не помогло.

Решение суда

Почему нельзя включать музыку из плейлиста

У каждого музыкального произведения есть автор, а у автора — авторские права. Это значит, что только он имеет право зарабатывать на своей музыке. А ещё он может разрешить другим людям её использовать — за деньги или бесплатно (ст. 1255 ГК РФ).

Если автор продаёт кому-то право распоряжаться своей музыкой, покупатель получает смежные права на произведение. Например, звукозаписывающая компания подписывает с автором договор и выпускает диски с его песнями. Владельцы смежных прав получают право распоряжаться произведением (ст. 1303 ГК РФ).

Если вы включаете плейлист там, где работаете с клиентами, значит, используете музыку для бизнеса. По закону это коммерческое использование музыкальных произведений. За него нужно платить правообладателю, иначе вы нарушите авторские и смежные права (ст. 1326 ГК РФ).

Не имеет значения, скачали вы музыку с торрентов, поставили лицензионный диск, запустили плейлист в соцсетях или включили радио. Неважно, кто включил музыку: если официант-стажёр вставил свою флешку в музыкальный центр, отвечать всё равно владельцу бара.

Как получить музыку за деньги

1. Заключить договор с РАО и ВОИС

Чтобы безопасно использовать музыку для бизнеса, подпишите договор с двумя организациями: Российским авторским обществом (РАО) и Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС). Это государственные посредники между правообладателями и теми, кто использует музыку в коммерческих целях. РАО защищает авторские права, а ВОИС — смежные.

РАО и ВОИС по умолчанию защищают права всех музыкантов, кроме тех, кто подписал отказ. Это значит, что если вы заключаете договор с государственными посредниками, то можете включать у себя в кафе или ресторане практически любые российские и зарубежные композиции.

Предприниматель может обратиться напрямую в представительства РАО и ВОИС в своём регионе. Представитель просчитает ставки ежемесячной оплаты и подготовит договор. Оплату рассчитывают индивидуально — она зависит от количества посадочных мест в заведении или его площади. Скачать образец договора, узнать ставки оплаты и адреса региональных отделений можно на официальных сайтах РАО и ВОИС.

Если подписать договор с РАО и ВОИС, бизнесмену придётся каждый месяц готовить отчёты. В них нужно перечислить все треки, которые предприниматель включал у себя на точке. Эти данные нужны посредникам для того, чтобы рассчитать сумму вознаграждения для каждого правообладателя.

2. Заключить договор с компанией-посредником

Предприниматель может заключить договор с частной компанией-посредником. Они договариваются с правообладателями двумя способами:

  1. Напрямую с исполнителем или музыкальной студией.
  2. Выбирают часть композиций из базы РАО и ВОИС и подписывают с ними договор.

Самые известные компании-посредники: «Бубука», «Retail Media Group», «МузКафе». Предпринимателю не придётся каждый месяц готовить отчёты: частные посредники сами отследят, какие песни он включал. Договор с частным посредником обходится дешевле, чем с РАО и ВОИС, но и треков в его базе меньше, чем в государственной.

Если частный посредник договаривается с правообладателями напрямую, может возникнуть путаница. Например, кафе каждый месяц платит частному посреднику и ставит треки из его базы.

Вроде бы всё законно, но если проверка от РАО или ВОИС обнаружит, что владелец кафе платит не авторскому обществу, а кому-то другому, может возникнуть спор. Ведь по умолчанию именно РАО и ВОИС защищают интеллектуальные права на территории России.

Если мирно договориться не получится, дело может дойти до суда.

Торговый центр «Дворцовая площадь» заключил лицензионный договор с компанией «Бубука». Во время проверки представители ВОИС решили, что музыка в торговом центре играет нелегально, и подали в суд на компанию. Но «Бубука» доказала, что имеет право предоставлять лицензии на музыку. Суд встал на сторону предпринимателя.

Решение суда

Чтобы избежать проблем, стоит заключать договоры с крупными компаниями, которые защищают своих клиентов от исков РАО и ВОИС.

Например, вот так «Бубука» обещает юридическую поддержку в спорных ситуациях

Предположим, предприниматель открывает кафе в Москве. Площадь — 200 м², количество посадочных мест — 25. Он собирается включать запись, живой музыки в кафе не будет.

ПосредникЦена в месяц
РАО и ВОИС(200 м² × 34 ₽) × 2 = 6800 ₽ × 2 = 13 600 ₽
«Бубука»от 990 ₽ — в зависимости от тарифа
«МузКафе»от 900 ₽ — в зависимости от тарифа
«Retail Media Group»от 500 ₽ — в зависимости от технического решения
Посредник:РАО и ВОИС
Цена в месяц:(34 ₽×М² × 200М²) × 2 = 6800 ₽ × 2 = 13 600 ₽
Посредник:«Бубука»
Цена в месяц:2500 ₽
Посредник:«МузКафе»
Цена в месяц:от 900 ₽ — в зависимости от тарифа
Посредник:«Retail Media Group»
Цена в месяц:от 500 ₽ — в зависимости от технического решения

Где взять музыку бесплатно

1. Использовать треки с открытой коммерческой лицензией

Лицензия — это документ, в котором правообладатель говорит, как можно использовать композицию. Чтобы бесплатно включать трек в своём кафе или ресторане, вам нужна музыка с открытой коммерческой лицензией — Creative Commons. Найти такую музыку можно на сайтах-библиотеках, например, Soundcloud.

Как скачать бесплатную музыку с Soundcloud:

1. Зайдите на сайт и зарегистрируйтесь или авторизируйтесь через социальные сети:

2. Введите в строке поиска исполнителя или название песни:

3. Перейдите в раздел Tracks:

4. Отсортируйте результаты по фильтру «to use commercially». Эту музыку можно бесплатно и безопасно включать там, где работаете с клиентами:

Чтобы убедиться, что трек можно включать легально, зайдите на его страницу. Если в описании есть пометка «Creative Commons», значит, эту композицию можно использовать в коммерческих целях:

Риск открытой лицензии
Сайты-библиотеки разрешают использовать музыку для бизнеса, но если эти композиции есть в базе РАО и ВОИС, может возникнуть конфликт. Придётся доказывать свою правоту в суде — это время и деньги. И не факт, что предприниматель победит и ему не придётся платить.

2. Ставить старую музыку

Авторские права действуют 70 лет после смерти автора. Если этот срок истёк, произведение считается народным достоянием и его можно использовать для бизнеса бесплатно (ст. 1282 ГК РФ).

Но смежные права работают и для старой музыки. Обычно они принадлежат звукозаписывающей компании. Например, если лейбл выпустил сборник симфоний Моцарта в 2001 году, использовать их бесплатно нельзя — придётся договариваться с владельцем смежных прав.

Найти старую запись, для которой прекратили действовать авторские и смежные права, практически нереально, поэтому этот способ используют редко.

3. Договориться с правообладателями напрямую

Этот путь выбрал владелец рок-бара Underground из истории в начале статьи. Правообладателем может выступать как музыкант, так и звукозаписывающая компания. Договор нужно оформить в письменном виде, чтобы было что показать проверяющим.

Найти выход на звёзд российского или мирового масштаба может быть непросто — а вот договориться с местными исполнителями вполне реально. Условия договорённости могут быть любыми, если они подходят обеим сторонам. Но бизнесмен сможет использовать только те композиции, о которых он договорился с правообладателем.

4. Писать музыку самому

Автор произведения может использовать своё творчество любым способом, если это не противоречит закону. Так что, если вы пишете музыку, никто не может запретить вам включать её в своём кафе, ресторане или спортклубе.

Что будет, если нарушить закон

Представители РАО и ВОИС могут прийти к бизнесмену с проверкой. Если они заподозрят, что музыка играет нелегально, то снимут это на видео и соберут доказательства того, что бизнесмен получает с клиентов деньги.

Это может быть счёт из ресторана или кассовый чек. Затем они отправят владельцу бизнеса претензию с требованием заключить договор.

Если предприниматель её проигнорирует, РАО и ВОИС могут подать в суд по интеллектуальным правам.

Бизнесменам, которые незаконно используют музыку для бизнеса, грозит штраф от 10 000 ₽ до 5 000 000 ₽ или в размере двойной стоимости права использовать произведение (ст. 1301 ГК РФ).

Два законных способа получить музыку за деньги:

  1. Заключить договор с государственными посредниками — РАО и ВОИС.
  2. Заключить договор с частным посредником.

Договор с государственными организациями стоит дороже, зато предприниматель сможет включать любую музыку, какую захочет. У частных компаний цены ниже, но и базы музыкальных композиций меньше.

Четыре законных способа получить музыку бесплатно:

  1. Использовать треки с открытой коммерческой лицензией. Здесь есть риск, что композиции есть в базе РАО и ВОИС. Тогда может возникнуть конфликт и придётся доказывать свою правоту в суде.
  2. Ставить старую музыку.
  3. Договориться с правообладателями напрямую.
  4. Писать музыку самому.

Автору помогал Вячеслав Батумски, эксперт в музыкальной индустрии.

29 октября 2019

Вопросы и ответы по авторским правам и легальности интернет радио

Авторское право интернет радио

Общая информация для ознакомления. Мы не несём ответственности за актуальность и достоверность!
Обратите внимание на то, что мы являемся хостинг компанией и предоставляем техническую возможность организации радио вещания в интернете.

Мы не предоставляем авторские права на какие либо произведения и не имеем собственной базы свободной от выплат авторских вознаграждений. Владелец интернет радио обязан сам заботиться о легальности распространения авторского контента и в случае необходимости проводить отчисления в авторские сообщества или соответствующие сервисы.

Далее вы можете ознакомиться с основными понятиями легальности и видами авторских прав. Нашими клиентами являются радиостанции из более чем 20 стран и в каждой стране свои особенности. При любых вопросах вам необходимо обращаться в авторское сообщество в вашей стране: РАО – Россия, УААСП – Украина, НЦИС – Беларусь, КазАК – Казахстан и другие.

Давайте разберёмся в этом сложном вопросе и приведем примеры полностью легальных радио:- владелец радио сам является автором, транслирует исключительно свои произведения и имеет все права на транслируемый контент- взаделец радио является лейблом или звукозаписывающей компанией и транслирует исключительно свой контент- владелец радио приобрел лицензии или права на трансляцию авторских произведений (на сервисах или у авторов)- владелец радио платит взносы в авторское сообщество за трансляцию авторских произведений- владелец радио использует исключительно свободную музыку не требующую авторских отчислений (подробнее ниже)- владелец радио не транслирует публично и использует легально приобретенный контент только для себя лично

Из этого следует, что в большинстве случаев владелец любого публичного радио, который транслирует несвободные от выплат чужие авторские произведения, должен выплачивать авторские вознаграждения. Так называемая лицензия на вещание для интернет радио не требуется и регистрация в качестве СМИ носит добровольный характер. Но это не освобождает радио от выплат авторских вознаграждений. Рекомендуем обратиться в авторское сообщество, если сомневаетесь в легальности вашего радио.

Публичные и непубличные / Коммерческие и некоммерческие

Раньше непубличные и некомерческие интеренет радио с закрытым доступом для небольшой группы людей или частных мероприятий считались по закону допустимыми – без необходимости выплачивать авторские вознаграждения.

Сейчас данные границы и допустимые требования очень размыты и в разных странах отличаются. Определенно можно сказать, что коммерческие публичные радио размещенные и доступные всем посетителям, например в каталогах или на сайтах, к этой категории не относятся.

В гражданском кодексе существует также понятие добросоветсное использование – освобождающее от авторских выплат. Под него могут попадать некоммерческие радио созданные в образовательных или культурных целях, например радио школами или культурными организациями.

Если ваше радио непубличное и некомерческое, попробуйте уточнить в авторском сообществе своей страны, освобождается ли ваше радио от выплат авторских вознагражений.

Виды авторских прав, лицензий и немного о свободной музыке

Большинство популярных произведений уже зарегистрировано в различных сообществах или сервисах, и это значит что они не являются свободными, однако они могут быть бесплтаными.

Давайте приведём примеры авторских прав и лицензий дающих право на распространение:
Public Domain – общественное достояние – данные произведения можно использовать как угодно и где угодно
Creative Common BY – обязательное указание автора, использование не ограничено (популярная лицензия)
Creative Common BY NC – обязательное указание автора, но запрещает коммерческое использованиеНесомненно сущеструют и другие виды лицензий, но это основные позволяющие бесплатно и легально транслировать музыку.

Общественное достояние – произведения без заявленного авторства либо переданные в общественное пользование без каких либо требований и лицензий. К этой категории также относятся произведения с истёкшим авторством. В большинстве стран права на авторство истекают спустя 70 лет после смерти автора. Это значит что произведения авторов, которые умерли до 1950г становятся общестенным достоянием и как правило не требуют никаких отчислений. Например Классика или Джаз при соблюдении вышесказанного.

Где найти свободную музыку или музыку по подписке

Royalty free music. В интернете достаточно сайтов и сервисов с бесплатной музыкой или с музыкой по подписке.Воспользуйтесь поисковым сервисом для поиска подобных сайтов:

Freemusicarchive – большая база свободной музыки, более 150 тыс произведений

CCmixter – большая база свободной музыки, более 30 тыс произведений
Soundcloud – можно отфильтровать свободную музыку, читайте условия использования
Audiolibrary – читайте лицензии и условия использования за пределами
Epidemicsound – по недорогой подписке вы получите доступ к качественной музыке

Как хостинг компания мы не предоставляем авторские права

Как хостинг компания, мы не несём ответственности за передаваемый по радио медиа контент и не предоставляем права на трансляцию авторских произведений – за это отвечает владелец радио.

Мы не в состоянии контролировать все радио на нарушение авторских прав, а также у нас нет возможности проверить легальность вещания в определенной стране, ведь в каждой стране вопрос авторских прав решается по своему. Большая часть радиостанций транслирует весь медиа контент непосредственно от себя в LIVE режиме или ретрансляцией.

Среди наших клиентов есть все виды радиостанций: авторские, персональные, лейблы, радио-школы, передачи/рубрики, подкасты и несомненно FM-станции. Наша система и плееры автоматически отображают автора и название композиции, чтобы не нарушать авторства.

Что интересно, периодически нам пишут и сами авторы, с просьбой добавить их произведения в ротацию радиостанций и даже предлагают за это деньги, но мы как хостинг компания таким не занимается. Как правило, все непопулярные авторы, сами очень заинтересованы в продвижении своего творчества и допускают свободное распространение под лицензией CC или без.

С так называемой попсой дела обстоят иначе. При обнаружении нарушений авторских прав со стороны наших клиентов, напишите нам. Ещё раз напомним, при любых вопросах в первую очередь обращайтесь в авторское сообщество в вашей стране.

Спасибо за внимание. На написание данной статьи было потрачено очень много времени.
Если вы обнаружили ошибочную или устаревшую информацию, сообщите нам об этом!

Авторское право интернет радио

Авторское право интернет радио

1. «Гора идёт к Магомеду» — это вариант, когда на радио сам приходит исполнитель и в своих интересах презентует станции новую пластинку. Несмотря на грозную надпись об авторских правах, закона о запрете копирования музыкального материала, который вы приобрели, нет.

По этой причине дальше музыкальный редактор спокойно конвертирует песни в нужный формат, заводит на каждую композицию свою карточку с указанием темпа, ритма, года, личных пометок и помещает её в базу. В конце месяца редактор составляет список отзвучавших песен с указанием частоты ротации и направляет его в РАО – Российское авторское общество.

Оно получает деньги от радиостанции и перечисляет их исполнителям. Если радиостанция имеет прибыль, то от нее в РАО перечисляется 2-3 процента. Если прибыли нет, перечисляется единовременный платеж. В зависимости от частоты звучания песен исполнителей между артистами и распределяются деньги.

Замечу, РАО работает не только с русскими исполнителями, но и зарубежными. О том, что РАО очень ответственно выполняет свои обязанности, говорит известный и где-то анекдотичный случай. Приехала как-то в Ростов-на-Дону группа Deep Purple. Отыграли они там концерт и получили деньги сразу от организаторов.

Всё бы ничего, но после выступления в Ростов приехали представители знаменитого РАО и потребовали от организаторов ещё деньги, чтобы перечислить музыкальной группе, так как концерты в нашей стране облагаются налогами.

Однако интернет-радио, по смыслу закона «О связи», не относится к радиовещанию, потому как: 1) не имеет выхода в эфир общего пользования, 2) не относится к радиочастотному спектру (ст. 19.1, п. 28.1 ст. 2 закона «О связи»). В связи с чем, для организации интернет-радиовещания не требуется лицензия.

Рао хочет денег от сетевого радио и интернет-тв

«О, плательщики этих сборов часто не понимают, что они должны! Должны! Должны! Должны платить РАО, ВОИС и прочим». А ещё должны платить продавцы чистых болванок CD и DVD, флешек и винчестеров.

Потому что каждый пользователь имеет возможность записать понравившуюся ему музыку на эти носители. И неважно, что CD с записью музыкального альбома он уже купил за деньги. Даже неважно, будет ли он это делать или использует чистый диск для записи архива семейных фотографий.

Если может записать музыку, пусть платит. Опять же не напрямую, а через импортёров этих товаров и оборудования.

Авторские права интернет радио

Из истории: в эту страну в свое время сбежали преступники или искатели приключений. Затем часть местного населения демократически истребили, а остальных поработили тоже демократически.

Работать самим в лом давай негров привезем демократически на плантации, далее заработав какие то деньги стали вооружаться и захватывать колонии тоже демократически. Опомнились ведь науки нет — начали скупать, воровать или шантажировать светлые умы человечества. Единственный продукт, который производит эта страна это доллары (бумагу, фантики).

Теперь вопрос В ЧЕМ ВЕЛИЧИЕ? Ответ — В ПРЕСТУПНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПАРАЗИТИЧЕСКОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ. Это даже не страна, а участок местности для выращивания террористов.

Конференция ЮрКлуба

Под публичным исполнением записи исполнения, фонограммы согласно подп. 8 п. 2 ст. 1317, подп. 1 п. 2 ст.

1324 ГК РФ понимается любое сообщение записи с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается запись в месте её сообщения или в другом месте одновременно с её сообщением. Теле- и радиоприемники следует отнести к техническим средствам, с помощью которых в гостиничных номерах осуществляется сообщение передаваемых в эфир фонограмм и записанных в них исполнений.

О публичном прослушивании музыки

При этом под прослушиванием музыкальных произведений понимается исполнение в присутствии посторонних лиц, а само волеизъявление этих лиц, находящихся в месте исполнения произведения, направленное или ненаправленное на прослушивание во внимание не принимается.

Документ с печатью РАО, и запечатанный конверт с почтовым штемпелем имеют юридическую силу и могут быть представлены в суде для доказательства своего авторства.

Тогда у Вас будет реальное доказательство того, что это именно ВЫ автор сей постановки, и что именно Вам в голову пришла эта идея! Вы фактически узаконили статус ансамбля и его имя выступая с концертами в странах.

Главное чтобы у Вас были хоть какие то бумажки где состав Вашей группы указывался в качестве ансамбля (не важно чего) и соответственно название.

Рекомендуем прочесть:  Пособия На Второго Ребенка В 2020 Г В Москве

Интернет вещание и авторское право

Представили суду ресторанный счет и кассовый чек. Авторское итоге с хозяина радио взыскали компенсацию за нарушение исключительных прав в размере тыс. Аналогичная ответственность грозит, если показывать клиентам фильмы, мультфильмы, клипы. Предприниматель арендовал помещение в торгово-развлекательном центре для показа 5D-фильмов.

Последний подал в суд и взыскал с предпринимателя право за нарушение прав в радио ,5 тыс.

Кроме того, бизнесмену вынесли приговор по части 3 статьи Уголовного кодекса РФ за нарушение авторских прав постановление Суда право интеллектуальным правам от Но если в интернете с изображением все просто нужно указать автора, допустим под изображением.

В помощь радиовещателю

Перечень песен чьи права управляются в российском авторском обществе и за которые вы должны платить если они играют у вас на радио находятся на сайте РАО и они регулярно обновляются. Перечень документов для заключения лицензионного договора а так же ознакомится со ставками авторского вознаграждения можно на этом сайте.

7 мифов об авторском праве на музыкальные произведения в рекламе

Да, авторские права на классические произведения перешли в общественное достояние.

На практике это означает, что вы можете взять ноты интересующего вас произведения, сыграть его на скрипке или рояле, а может быть и нанять свой оркестр и получившуюся запись использовать в рекламном ролике.

Но вы не можете использовать уже готовую запись произведения без согласования с владельцем смежных прав, т.е. владельцем фонограммы. Как правило, владельцами многих фонограмм классических произведений являются крупные лейблы-издательства, которые с готовностью предъявят вам претензии.

♫ Ликбез по авторскому праву, часть вторая. Лицензирование и взаимодействие с РАО. Что делать, если ваши права нарушены ♫ ИМИ.Журнал

Авторское право интернет радио

Юристы Алексей Галяткин и Кирилл Марковский продолжают рассказывать об авторском праве. Из этого материала вы узнаете, какие действия разрешаются по лицензии, как собирается авторское вознаграждение и как выстроить отношения с РАО и ВОИС.  

Алексей Галяткин, Кирилл Марковский 

Что такое лицензионный договор (лицензия)

Лицензионный договор предполагает предоставление правообладателем разрешения на использование музыки на определенных условиях. В таком договоре должны быть определены музыкальный контент, способы, срок и территория его использования, а также финансовые условия. 

Лицензия не предполагает полного перехода прав, как в договоре об отчуждении исключительного права. Исключительное право остается у правообладателя. В музыкальной индустрии распространена практика определения вознаграждения за использование контента в форме роялти.

Роялти — вознаграждение в виде периодических процентных отчислений. Базисом для расчета, как правило, выступает получаемая чистая прибыль от коммерческого использования. 

Лицензиар — правообладатель, который предоставляет право использования музыки по лицензии.

Лицензиат — лицо, получающее право использования музыки по лицензии.

Срок использования — период времени, в течение которого лицензиату разрешается совершение действий, предусмотренных лицензионным договором.

Территория использования — территория, на которой лицензиату разрешается совершение действий, предусмотренных лицензионным договором. Например, это может быть территория всего мира или только Россия.

Исключительная лицензия — вид лицензии, предполагающий, что только лицензиат может эксклюзивно использовать музыку на условиях, определенных в договоре. 

Простая, или неисключительная, лицензия — вид лицензии, который предполагает право использования музыки лицензиатом с возможностью предоставления правообладателем лицензий многим лицам (без эксклюзивности для одного).

Какие действия можно разрешать по лицензии 

Воспроизведение — это копирование и создание новых экземпляров. Например, если вы планируете печатать винил или CD, вам необходимо получить право использования способом воспроизведения.

Доведение до всеобщего сведения — использование материала в интернете (например, в стриминге). Вы точно встретите такое или аналогичное право в договорах с цифровыми дистрибьюторами.

Переработка — право, предполагающее создание нового (производного) произведения на основе уже существующего. 

Ярким примером переработки является аранжировка. При аранжировке музыкант видоизменяет форму первоначального произведения путем его доработки. Это может предусматривать, например, изменение гармонии, дополнение или замены партий инструментов. Тем самым аранжировщик вносит свой творческий вклад.

Зачастую для того, чтобы определить, является ли созданное произведение переработкой ранее созданного или же, напротив, творчески самостоятельным, назначается музыковедческая экспертиза.

Синхронизация — включение музыки в видео. Иными словами, объединение аудиодорожки с видеорядом. Это может быть музыка в кино, в рекламе, в видеоигре или в мультимедийном продукте (например, в виртуальном музее). 

Публичное исполнение, или «Публичка», — исполнение перед публикой живьем или с помощью технических средств (радио, телевидение и так далее).

Сообщение в эфир и по кабелю — трансляция по радио и телевидению.

Распространение — продажа дисков, винила или иных носителей.

Указанный перечень действий не является полным и исчерпывающим, но позволяет сориентироваться в наиболее распространенных на практике способах использования контента.

В начале 2009 года РАО обратилось в прокуратуру по поводу трех концертов иностранных исполнителей, включая Элтона Джона в «Барвиха Luxury Village». Причиной иска было незаключение организаторами концертов лицензионного договора с РАО. Использование исполненных на концертах произведений признали незаконным. Подробнее.

Что такое коллективное управление правами

Коллективное управление правами призвано облегчить взаимодействие правообладателей и пользователей в сферах массового использования музыкального контента: телевещания, радиовещания, публичного исполнения в барах, ресторанах, клубах и других общественных местах.

Для этого создаются общества по коллективному управлению правами (ОКУП).

Без системы коллективного управления правами пользователям контента (радиостанциям, телекомпаниям, торговым центрам и другим) пришлось бы искать каждого автора или правообладателя, чтобы заключить с каждым отдельное соглашение. Для использования музыкальных произведений, исполнений, фонограмм пользователи заключают договор с ОКУП и вправе использовать любой контент, входящий в его каталог. 

При этом нужно отметить, что у коллективного управления наряду с преимуществами есть ряд недостатков, которые могут обретать характер системной проблемы. Ниже мы остановимся на этом подробнее. 

Как собираются вознаграждения для правообладателей

Общества по коллективному управлению правами и пользователи вступают во взаимодействие, заключая между собой договор. Согласно этому документу, пользователи могут использовать музыкальные композиции/исполнения/фонограммы, отчитываясь и выплачивая за это деньги. 

В России коллективным управлением правами артистов, авторов и изготовителей фонограмм занимаются три организации — Российское авторское общество (РАО), Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС) и Российский союз правообладателей (РСП).

Что такое РСП

Российский союз правообладателей осуществляет коллективное управление правами авторов, исполнителей, изготовителей фонограмм и аудиовизуальных произведений на получение вознаграждения за воспроизведение (копирование) фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях. 

РСП, пожалуй, наименее известное из всех ОКУП в России. Денежные средства собираются с импортеров и изготовителей материальных носителей (дисков, флеш-накопителей и других), а также оборудования (например, мобильных телефонов), после чего распределяются между правообладателями контента. 

Поэтому, каждый раз приобретая новый телефон или выносной жесткий диск, мы с вами, обычные покупатели, косвенно делимся частью денег с РСП. Такое вознаграждение правообладателям еще называют «налогом на болванки».

Вознаграждение между правообладателями распределяется следующим образом:

40% — авторам, 30% — исполнителям, 30% — изготовителям фонограмм или аудиовизуальных произведений.

Фактическое распределение вознаграждения между конкретными правообладателями осуществляется на основании статистических данных об использовании музыки на ТВ, по радио и в интернете (скачивание и стриминг). Суммарно эти данные называются «совокупным индексом популярности». Подробности здесь.

Что такое РАО

Российское авторское общество осуществляет коллективное управление правами авторов (подробнее о РАО читайте тут).

РАО собирает для авторов/правообладателей деньги за использование музыки:

▪️  На концертах (даже на вашем, если авторы не отказались от вознаграждения);

▪️  В ресторанах, кафе, торговых центрах и во всех других публичных местах;

▪️  На ТВ и радио;

▪️   В составе фильмов, клипов и иных видео при показе контента на ТВ и в кинотеатрах.

Что такое ВОИС

Всероссийская организация интеллектуальной собственности осуществляет коллективное управление смежными правами исполнителей и изготовителей фонограмм (подробнее о ВОИС читайте здесь).

ВОИС (как и РАО) собирает деньги, но только для правообладателей смежных прав.

Выплата авторского вознаграждения представителями ВОИС осуществляется не реже 4 раз в год, при этом выплата вознаграждения, собранного на территории России, может осуществляться ежемесячно. 

Существует минимальная сумма вознаграждения, подлежащая выплате, — в рублях она составляет 1400 рублей, для вознаграждения в иностранной валюте — 100 долларов США.

РАО и ВОИС вправе удерживать из собранного вознаграждения определенный процент на покрытие необходимых расходов по сбору, распределению и выплате вознаграждения. Он не может быть больше 45% (из них не более 20% может идти в специально созданные авторскими обществами фонды).

Стоит помнить о том, что, если вы физическое лицо, РАО и ВОИС обязаны удержать из вашей доли вознаграждения 13% НДФЛ, а также уплатить сверху пенсионные и медицинские страховые взносы.

Одной из проблем коллективного управления правами является отчетность. РАО часто обвиняют именно в их некорректности и недостоверности. Полагаем, что эта проблема решится только при помощи технического прогресса или в случае отказа от системы коллективного управления. 

Впрочем, уже сейчас есть решения, позволяющие собирать, анализировать и проверять информацию о том, какая музыка и в каком количестве звучала на ТВ и радио без помощи авторских обществ. Например, можно использовать сервис Music Scan.

День юриста
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: