использование психолога в качестве консультанта и специалиста на предварительном следствии

Содержание
  1. Юридическая психология. Учебник
  2. § 1. Формы, направления и методы использования специальных познаний психолога
  3. § 2. визуальная экспресс-оценка ложности и истинности показаний
  4. использование психолога в качестве консультанта и специалиста на предварительном следствии
  5. Использование психолога в качестве консультанта и специалиста на предварительном следствии
  6. Глава ьзование психолога в качестве консультанта, специалиста и эксперта
  7. Использование психолога в качестве консультанта на предварительном следствии
  8. Использование психолога в качестве консультанта, специалиста и эксперта на предварительном следствии
  9. Использование психолога в качестве консультанта, специалиста и эксперта
  10. Использование психолога в качестве специалиста и консультанта на предварительном следствии
  11. Глава 14.Использование психолога в качестве консультанта,специалиста и эксперта
  12. Обязанности психолога в качестве специалиста на предварительном следствии
  13. Глава 13 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПСИХОЛОГА В КАЧЕСТВЕ КОНСУЛЬТАНТА, СПЕЦИАЛИСТА И ЭКСПЕРТА
  14. Роль психолога в проведении досудебного следствия
  15. 13.1. Использование психолога в качестве консультанта и специалиста на предварительном следствии [211]
  16. Читать Юридическая психология. Шпаргалка онлайн (полностью и бесплатно) страница 14
  17. 45. Использование психолога в качестве консультанта и специалиста на предварительном следствии
  18. 46. Судебно-психологическая экспертиза: цели и задачи
  19. 47. Судебно-психологическая экспертиза эмоциональных состояний

Юридическая психология. Учебник

использование психолога в качестве консультанта и специалиста на предварительном следствии

Предисловие

Введение

Глава 1. Предмет, задачи и структура юридической психологии

Глава 2. Методологические основы юридической психологии

Глава 3. Правовая психология

Глава 4. Психология юридического труда

Глава 5. Криминальная психология

Глава 6. Психология предварительного расследования

Глава 7. Психология уголовного и гражданского судопроизводства

Глава 8. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном и гражданском судопроизводстве

Глава 9. Пенитенциарная (исправительная) психология

Глава 10. Привлечение психолога в качестве консультанта, специалиста и эксперта

Заключение

План главы

1. Формы, направления и методы использования специальных познаний психолога

2. визуальная экспресс-оценка ложности и истинности показаний

3. Применение метода психолингвистического анализа утверждений

4. Почерк как регистратор психологического стресса

5. Разработка разыскного психологического портрета предполагаемого преступника (профилирование)

6. Активизация памяти свидетелей и потерпевших на основе гипнорепродукции

7. Проведение специальных психофизиологических исследований (СПФИ)

8. Использование специальных знаний экстрасенса

§ 1. Формы, направления и методы использования специальных познаний психолога

Совершенствование практики расследования преступлений и судопроизводства требует более активного использования накопленных психологией знаний, которые могут с успехом применяться как юристом-практиком, так и привлеченным профессиональным психологом.

В последнем случае речь идет о специальных психологических познаниях, предполагающих не просто информированность, т. е. обладание знаниями-сведениями, а владение знаниями-навыками при осуществлении деятельности в качестве консультанта, специалиста, эксперта.

Развитие этих навыков, их совершенствование позволяет приобрести умение, высшей ступенью которого является психологическое мастерство.

Несмотря на то, что закон (ст.

57, 58 УПК РФ) не раскрывает содержания термина «специальные знания», в научной литературе их критериями выступают профессиональная специфика и непринадлежность к числу общедоступных и общеизвестных сведений.

При этом лица, обладающие специальными знаниями, применяющие их для содействия в решении задач правосудия, выполняют в уголовном процессе не основную, а вспомогательную функцию.

Возрастание роли специальных знаний в расследовании преступлений обусловлено стремительным развитием науки и техники, расширением возможности установления с их помощью обстоятельств дела. Однако их применение может создавать определенные трудности, связанные с некорректным использованием в процессе доказывания.

Кроме того, стремление к более широкому внедрению психологических знаний в практику при неотрегулированности процессуальных требований может привести к попыткам использовать под видом специальных псевдонаучные, лженаучные знания, или к созданию искусственных неоправданных преград, сдерживающих внедрение полезных для практики сведений.

Говоря о предназначении специальных знаний, отметим, что деятельность эксперта служит целям получения новых фактов и их оценки с позиции используемых специальных познаний.

Осуществляемая без участия правоприменителя, экспертная деятельность является самостоятельным видом доказательств по делу. Деятельность специалиста также направлена на обнаружение, закрепление, изъятие тех или иных доказательств.

Однако в отличие от эксперта, который имеет полную процессуальную самостоятельность, специалист работает совместно с юристом-практиком. Результаты этой совместной деятельности закрепляются протоколом следственного (судебного) действия.

Доказательственная сила этим документам придается следователем или судом. При этом несогласие со специалистом юрист-практик не должен мотивировать, но мнение эксперта в обязательном порядке обязан занести в протокол.

Несмотря на то, что уголовно-процессуальный кодекс закрепляет только две формы применения специальных знаний: участие специалиста в производстве конкретных следственных действий (ст.

58, 71, 168 УПК РФ) и проведение судебной экспертизы (ст.

57, 195, 283 УПК РФ), нередко возникает необходимость обращения к помощи консультанта, работающего под руководством следователя вне рамок производства следственных действий.

Традиционно психолог в качестве консультанта привлекается юристами для предоставления информации справочного характера по типичным особенностям восприятия, памяти, мышления детей, лиц преклонного возраста; о характерном влиянии на психические процессы и поведение человека различных психических состояний – алкогольного или наркотического опьянения (голодания), стресса, сильного страха, дефицита времени и других обстоятельств. В качестве специалиста психолог принимает участие в обыске и осмотре места происшествия, в допросе несовершеннолетних, малолетних, умственно отсталых. Оказание психологической помощи специалиста возможно, а в некоторых случаях необходимо, и по отношению ко взрослым участникам уголовного процесса, находящимся в статусе потерпевшего, свидетеля, законного представителя или близкого родственника. В качестве эксперта психолог участвует в судебно-психологических и комплексных экспертизах, к предмету которых относятся вопросы, связанные с особенностями психической деятельности психически здоровых людей (см. главу 8).

Содействие психолога в решении задач органов правосудия может быть представлено сочетанием разных видов психологической помощи: психодиагностики, психопрогностики, а в случае необходимости – психокоррекции и психотерапии.

Институт участия консультанта, специалиста и эксперта с каждым годом открывает все новые возможности в использовании психологических познаний в уголовном процессе.

При этом круг вопросов, по которым следователю может понадобиться помощь психолога, не может быть заранее определен или ограничен законом (А. И. Винберг, 2003).

Это означает расширение функций специалиста при оказании помощи правоприменителю за рамками следственных и судебных действий.

Обзор реально сложившейся современной практики также подтверждает актуальность внедрения внеэкспертных и экспертных форм специальных психологических познаний.

Он позволяет очертить наиболее перспективные научно-практические направления по оказанию помощи специалистами, консультантами и экспертами, владеющими, наряду с традиционными (психологическое наблюдение, тестирование, эксперимент), также нетрадиционными психологическими и психофизиологическими методами, к которым относятся:

1) использование регистраторов психологического стресса (образцов почерка, полиграфов или «детекторов лжи» и др.) для оценки выраженности психофизиологических реакций в процессе допроса с целью выявления скрываемой информации;

2) анализ преступного поведения и построение информационной модели преступника при раскрытии серийных особо тяжких преступлений против личности;

3) привлечение гипнологов для активизации памяти свидетелей и потерпевших;

4) применение экстраординарных (экстрасенсорных) способностей человека в раскрытии преступлений;

5) аудиовизуальное экспресс-оценивание психологических особенностей личности в коммуникативном процессе.

Каждое из этих направлений имеет под собой достаточно прочную теоретическую базу, разработанную и нашедшую свое подтверждение в трудах таких крупнейших специалистов, как академики А. К. Анохин, Л. П. Гримак, А. Р. Лурия (психофизиология), Б. Ф. Ломов, Ю. Б. Гиппенрейтер (психология), В. А. Образцов, Н. В. Кручинина, Я. В. Комиссарова (криминалистическая психология) и др.

Нетрадиционные методы при оказании психологической помощи не противопоставляются традиционным, а служат дополнением к ним. Полученная с их помощью информация может иметь как доказательственный, так и ориентирующий характер и быть успешно использована в процессе проведения оперативно-разыскных мероприятий, следственных и судебных действий.

§ 2. визуальная экспресс-оценка ложности и истинности показаний

Ложность показаний допрашиваемого (подозреваемого, обвиняемого, недобросовестного свидетеля) может диагностироваться по ряду вербальных (словесных) проявлений:

– проговоркам в высказываниях, указывающим на осведомленность лица относительно скрываемых им обстоятельств;

– лексическим особенностям показаний, не соответствующим личностным характеристикам допрашиваемого;

– бедности эмоционального фона показаний, схематичности, заученности их вербальной структуры;

– навязчивой самореабилитации;

– неспособности детализировать при описании события;

– противоречивости сообщений из различных источников информации;

– уклончивости ответов на прямые вопросы;

– медленности и скупости речи, увеличению речевых ошибок;

– незнанию обстоятельств, которые должны были войти в поле непроизвольного восприятия и запоминания.

Эксперименты, проведенные психологом А. Меграбяном и другими учеными более 30 лет назад в отношении несловесных признаков, показали, что, обманывая, коммуникаторы:

– меньше кивают и жестикулируют, меньше двигают ногами и ступнями;

– занимают менее открытые позиции относительно своих адресатов;

– чаще улыбаются или моргают;

– касаются различных частей лица – рта, глаз, ушей, носа и др.

Выявление упомянутых признаков поведения подозреваемого дает возможность следователю не только развить наблюдательность, но и отработать разумный стиль собственного поведения.

При этом одна из важнейших практических рекомендаций заключается в том, чтобы в случае разногласия между словами и жестами допрашиваемого больше доверять своему зрению, а не слуху.

Истине будут соответствовать больше все-таки невольные жесты, движения человека, его мимика, а не произносимые фразы.

Необходимо учитывать, что надежность признаков, передающих подлинное отношение собеседника, убывает в следующем порядке: пространственное расположение, поза, ые сигналы, мимика, непосредственно высказывания. Иначе говоря, скрыть правду или истинное отношение легче всего посредством слов, мимики, голоса и труднее всего при помощи других средств общения (жестов, движений, позы).

Другим важнейшим источником истинности-ложности сообщаемой информации является динамика глаз собеседника. Подсознательно движения глаз, как считают создатели технологии нейролингвистического программирования Д. Гриндер и Р.

Бендлер, в ту или иную сторону (вверх или вниз, влево или вправо) у большинства людей одни и те же. Разница бывает только у левшей и правшей.

В зависимости от того, в какой сенсорной системе идет переработка информации у человека, его глаза в момент работы над информацией перемещаются в определенную зону.

При этом каждая зона имеет свое значение и зависит не только от вида сенсорной системы, но и от того, происходит ли в данный момент работа с информацией, извлекаемой из памяти (т. е. вспоминаемой) или сконструированной. Глазодвигательные реакции правши со стороны наблюдателя выглядят следующим образом.

Зв (направо вверх) – зрительные воспоминания. Это зона визуальных образов тех объектов, которые человек когда-то видел. Вызвать их могут вопросы типа: «Какого цвета стены вашего кабинета?», «Как выглядел дом, в котором прошло ваше детство?».

Зк (налево вверх) – зрительные конструкции. Визуальные образы тех вещей или явлений, которые человек никогда не видел раньше или видел не такими, как должен представить в данный момент. Типовые вопросы: «Какое у вас самое светлое детское воспоминание?», «Вообразите, как вы будете смотреться в костюме гусара».

Св (направо в сторону) – слуховые воспоминания. Аудиальные образы тех звуков, которые человек уже слышал в прошлом. Типовые вопросы: «Вспомните звуки флейты», «Что я сказал в начале нашей беседы?».

Юридическая психология. Учебник

В предлагаемом учебнике излагаются основы юридической психологии с учетом специфики подготовки юристов и характера их будущей деятельности. Он основан на обобщении обширного фактологического материала и дает многочисленные рекомендации психологического характера по улучшению юридико-психологической работы.

учебника разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения (ФГОС ВПО-3) и программами изучения юридической психологии и психологии профессиональной деятельности в Московском государственном юридическом университете им. О. Е. Кутафина.

Для студентов, а также практических работников, осуществляющих правоохранительную и правоприменительную деятельность.

Отв. ред. Давыдов Н.А., Аминов И.И. Юридическая психология. Учебник

Отв. ред. Давыдов Н.А., Аминов И.И. Юридическая психология. Учебник

В предлагаемом учебнике излагаются основы юридической психологии с учетом специфики подготовки юристов и характера их будущей деятельности. Он основан на обобщении обширного фактологического материала и дает многочисленные рекомендации психологического характера по улучшению юридико-психологической работы.

учебника разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения (ФГОС ВПО-3) и программами изучения юридической психологии и психологии профессиональной деятельности в Московском государственном юридическом университете им. О. Е. Кутафина.

Для студентов, а также практических работников, осуществляющих правоохранительную и правоприменительную деятельность.

Внимание! Авторские права на книгу “Юридическая психология. Учебник” (Отв. ред. Давыдов Н.А., Аминов И.И.) охраняются законодательством!

использование психолога в качестве консультанта и специалиста на предварительном следствии

использование психолога в качестве консультанта и специалиста на предварительном следствии

Закон предусматривает участие педагога в допросе малолетних и несовершеннолетних.

Эту функцию можно поручить детскому психологу как специалисту, обладающему научными знаниями в области психологии детей и подростков, владеющему профессиональными практическими навыками общения с ними.

Здесь психолог может скорректировать формулировки вопросов следователя для их адекватного восприятия ребенком, дать сведения, которые следователь может использовать для оценки показаний малолетнего свидетеля.

Психолог может подсказать тактику проведения допроса, помочь создать неофициальную атмосферу, предупредить возможное состояние скованности, настороженности, недоверия ребенка, негативистскую позицию подростка, стыдливость и стеснительность несовершеннолетней потерпевшей от сексуального посягательства.

Использование психолога в качестве консультанта и специалиста на предварительном следствии

Закон предусматривает участие педагога в допросе малолетних и несовершеннолетних.

Эту функцию можно поручить детскому психологу как специалисту, обладающему научными знаниями в области психологии детей и подростков, владеющему профессиональными практическими навыками общения с ними.

Здесь психолог может скорректировать формулировки вопросов следователя для их адекватного восприятия ребенком, дать сведения, которые следователь может использовать для оценки показаний малолетнего свидетеля.

Психолог может подсказать тактику проведения допроса, помочь создать неофициальную атмосферу, предупредить возможное состояние скованности, настороженности, недоверия ребенка, негативистскую позицию подростка, стыдливость и стеснительность несовершеннолетней потерпевшей от сексуального посягательства.

Глава ьзование психолога в качестве консультанта, специалиста и эксперта

Перед судебно-психологической экспертизой стоят задачи: определить уровень интеллектуального развития и уровень развития эмоционально-волевой сферы подэкспертного, а также индивидуально-типологические особенности личности, которые могут иметь значение при разрешении данного дела. Например, экспертиза может определить склонность подростка к фантазированию, его повышенную внушаемость и т.п.

Использование психолога в качестве консультанта на предварительном следствии

Закон предусматривает участие педагога в допросе малолетних и несовершеннолетних.

Эту функцию можно поручить детскому психологу как специалисту, обладающему научными знаниями в области психологии детей и подростков, владеющему профессиональными практическими навыками общения с ними.

Здесь психолог может скорректировать формулировки вопросов следователя для их адекватного восприятия ребенком, дать сведения, которые следователь может использовать для оценки показаний малолетнего свидетеля.

Психолог может подсказать тактику проведения допроса, помочь создать неофициальную атмосферу, предупредить возможное состояние скованности, настороженности, недоверия ребенка, негативистскую позицию подростка, стыдливость и стеснительность несовершеннолетней потерпевшей от сексуального посягательства.

Использование психолога в качестве консультанта, специалиста и эксперта на предварительном следствии

7 особенности свидетелей, условия, в которых воспринимались ими определенные факты, содержание показаний и некоторые другие обстоятельства. Экспертному исследованию могут подвергаться только те феномены, которые определяются уровнем развития психологической науки.

Одно из условий объективного заключения научная надежность применения методов специального исследования. Однако возможности современной психологической науки небезграничны. Существует много вопросов, дать которым научное обоснование на сегодняшний день не представляется возможным.

За последние десятилетия в нашей стране институт судебнопсихологической экспертизы получил достаточное развитие. В настоящее время в ряде научных центров страны (Москва, Санкт-Петербург, Красноярск, Ярославль, Волгоград и др.

) следственным и судебным органам может быть оказана квалифицированная психологическая помощь по самым различным направлениям судебно-психологической экспертизы. II.

Использование психолога в качестве консультанта и специалиста на предварительном следствии Психолог в процессе предварительного следствия может принимать участие в качестве консультанта по делу, специалиста, эксперта.

В практике работы наиболее опытных следователей есть немало примеров, когда успешному разрешению сложных ситуаций способствовала помощь психолога в качестве специалистаконсультанта или эксперта.

В ряде случаев (раскрытие серийных убийств, совершенных на сексуальной почве, планирование первоначального этапа раскрытия преступной деятельности организованной преступной группировки) такая помощь явилась главным фактором, определившим успех в раскрытии этих преступлений.

Можно отметить, что чем выше профессиональная компетентность следователя, тем эффективнее его сотрудничество с психологом. Участие психолога в качестве консультанта носит внепроцессуальный характер. Такая форма сотрудничества возможна для получения следователем информации справочного характера. Это могут быть данные о типичных особенностях восприятия, памяти и мышления детей определенного возраста или людей преклонных лет, о характерном влиянии на психические процессы и поведение человека различных психических состоя- 7

Использование психолога в качестве консультанта, специалиста и эксперта

А на дискотеке, прежде чем три девушки ее покинули, произошли важные для них события. На дискотеку явился очень пьяный отец Нины, и требовал, чтобы дочь пошла с ним домой. Когда девушка отказалась это сделать, пьяный хулиган стал обливать дочь нецензурной бранью, позоря ее девичье достоинство.

Отца Нины в конце концов вывели, и он, продолжая выражаться, покинул школу. После этого события Нина еще в течение полутора часов находилась на дискотеке. Все это время девушка одиноко стояла у колонны, явно надеясь, что кто-то к ней подойдет, скажет слова сочувствия, пригласит потанцевать, но никто этого не сделал.

Надо заметить, что Нина была очень крупной и сильной девушкой, физически она давно переросла своих сверстников. Ее одноклассники просто ее побаивались, жила она вместе с вдовым отцом и как хозяйка «вела дом». Обычно отец ее слушался, но в период запоев вел себя безобразно.

Итак, простояв одна у «позорного столба» полтора часа, Нина вместе с Аллой и Катей пошли домой.

Нина испытывала глубокую привязанность к Алле и надеялась, что та скажет ей хотя бы несколько слов утешения, но, как это бывает между девушками-соперницами, Алла и Катя половину пути весело болтали, обсуждая мальчиков, с которыми танцевали, а потом Катя, поворачивая к своему дому, договорилась с Аллой о встрече на пляже на другой день. Договаривались девушки так, как будто с ними никого не было, хотя Нина стояла рядом.

Использование психолога в качестве специалиста и консультанта на предварительном следствии

использование психолога в качестве консультанта и специалиста на предварительном следствии

Консультации могут быть даны и по конкретным уголовным делам: психолог может задать направление изучения личности обвиняемого в зависимости от вида совершенного им преступления, подсказать возможные источники информации о человеке, дать рекомендации по установлению с ним психологического контакта и др.

ных на сексуальной почве, планирование первоначального этапа раскрытия преступной деятельности организованной преступной группировки) такая помощь явилась главным фактором, определившим успех в раскрытии этих преступлений. Можно отметить, что чем выше профессиональная компетентность следователя, тем с большим успехом осуществляется его сотрудничество с психологом.

Использование психолога в качестве консультанта носит внепроцес-суальный характер.

Такая форма сотрудничества может быть установлена для получения следователем информации справочного характера, которая известна специалисту-психологу.

Глава 14.Использование психолога в качестве консультанта,специалиста и эксперта

Сотрудничество с психологом приобретает важное значение при расследовании дел об организованной преступности и групповых преступлениях.

Психолог способен оказать содействие в выявлении внутренней структуры группы, характера взаимосвязей между ее участниками, выяснить сложившееся распределение ролей в группе, ее лидеров, способствовать поиску уязвимого звена и эффективного способа воздействия на него в процессе раскрытия преступления и расследования дела. Сотрудничество «следователя с психологом не ограничивается взаимодействием в процессе следствия.

Специфика деятельности следователя предъявляет повышенные требования к его стрессоустойчивости, саморегуляции психического состояния, работоспособности.

Грамотный психолог может помочь следователю выработать оптимальный индивидуальный ритм деятельности, преодолеть негативные эмоциональные состояния, предупредить развитие профессиональной деформации.

Обязанности психолога в качестве специалиста на предварительном следствии

Психолог способен оказать содействие в выявлении внутренней структуры группы, характера взаимосвязей между ее участниками, выяснить сложившееся распределение ролей в группе, ее лидеров, способствовать поиску уязвимого звена и эффективного способа воздействия на него в процессе раскрытия преступления и расследования дела.

Сотрудничество «следователя с психологом не ограничивается взаимодействием в процессе следствия.

Специфика деятельности следователя предъявляет повышенные требования к его стрессоустойчивости, саморегуляции психического состояния, работоспособности.

К настоящему времени в Институте повышения квалификации прокурорско-следственных работников разработан и внедрен в практику комплексный

Глава 13 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПСИХОЛОГА В КАЧЕСТВЕ КОНСУЛЬТАНТА, СПЕЦИАЛИСТА И ЭКСПЕРТА

Вскоре было установлено, что Геннадий прошедшей ночью должен был дежурить на местной электростанции, но на дежурстве его не было. Он уговорил на эту ночь заменить его, и поскольку сменщик Николай Куваев сразу это сделать не соглашался, Геннадий пообещал ему за это «одолжение» бутылку вина.

Геннадия, разумеется, задержали. На допросе он быстро признал, что ночью на дежурстве его не было и что, возможно, именно его соседка Анна Петровна видела за плетнем. Но дальше Геннадий заявил, что как и где он провел прошедшую ночь он рассказывать не будет, а к убийству Аллы никакого отношения не имеет.

Начавшееся так удачно следствие «споткнулось» об упорство Геннадия.

И следователь, и оперативные работники потратили много часов на беседы с молодым человеком. С ним говорили мягко, объясняя, что полное признание могло бы смягчить его вину, ему объясняли нелепость его позиции, говорили, что в таком положении он только укрепляет накопившиеся против него подозрения.

Роль психолога в проведении досудебного следствия

Использование психолога в качестве консультанта носит внепроцессуальный характер.

Такая форма сотрудничества может быть установлена для получения следователем информации справочного характера, которая известна специалисту-психологу.

Это могут быть данные о типичных особенностях восприятия, памяти и мышления детей определенного возраста или людей преклонных лет, о характерном влиянии на психические процессы и поведение человека различных психических состояний — алкогольного или наркотического опьянения, стресса, сильного страха, дефицита времени др.

Консультации могут быть даны и по конкретным уголовным делам: например, психолог может задать направление изучения личности обвиняемого в зависимости от вида совершенного им преступления, подсказать возможные источники информации о человеке, дать рекомендации по установлению с ним психологического контакта.

Сотрудничество с психологом приобретает важное значение при расследовании дел об организованной преступности и групповых преступлениях.

13.1. Использование психолога в качестве консультанта и специалиста на предварительном следствии [211]

Вскоре было установлено, что Геннадий прошедшей ночью должен был дежурить на местной электростанции, но на дежурстве его не было. Он уговорил на эту ночь заменить его, и поскольку сменщик Николай Куваев сразу это сделать не соглашался, Геннадий пообещал ему за это «одолжение» бутылку вина. Геннадия, разумеется, задержали.

На допросе он быстро признал, что ночью на дежурстве его не было и что, возможно, именно его соседка Анна Петровна видела за плетнем.

Но дальше Геннадий заявил, что как и где он провел прошедшую ночь он рассказывать не будет, а к убийству Аллы никакого отношения не имеет. Начавшееся так удачно следствие «споткнулось» об упорство Геннадия.

И следователь, и оперативные работники потратили много часов на беседы с молодым человеком.

Читать Юридическая психология. Шпаргалка онлайн (полностью и бесплатно) страница 14

использование психолога в качестве консультанта и специалиста на предварительном следствии

Понимание социально-психологических особенностей возникновения и функционирования различных преступных групп, внутригрупповых динамических процессов, которые происходят в этих группах, правильная психолого-правовая и криминалистическая оценка их преступной деятельности является необходимым условием разработки эффективных приемов и методов борьбы сними. Среди членов любой преступной группы имеется круговая порука, которая характеризуется взаимной поддержкой друг друга в целях противодействия усилиям правоохранительных органов. В этой связи сотрудникам правоохранительных органов следует устанавливать базовую направленность каждой организованной преступной группы. Эта информация поможет точнее определить сферу, регион преступной деятельности группы, а также ее общественную опасность, примерную численность и структуру. Особое внимание необходимо обращать на нетипичные для данной группы преступления, отличающиеся более низким криминальным профессионализмом в выборе методов их совершения отдельными ее членами. Именно такой подход позволит собрать сведения о наименее защищенных от разоблачения звеньях преступной группировки, а также о ее отдельных членах, которые не отличаются достаточным уровнем криминального профессионализма.

Система следственно-разыскных действий должна носить активный и упреждающий характер, что предполагает:

1) своевременную изоляцию организаторов преступного формирования от остальных ее членов;

2) выведение из-под их влияния остальных участников группы, для которых членство в ней, нормы групповой жизни и морали представляют меньшую ценность;

3) выявление лиц, не довольных отношением к ним со стороны других членов группы.

В преступных группах всегда существуют скрытые или открытые разногласия и конфликты между отдельными лицами.

Из-за этих противоречий могут складываться напряженные отношения, которые обычно при задержании еще более усиливаются из-за незнания того, как поведет себя и какие даст показания другой задержанный.

Такие опасения среди отдельных участников преступной группировки по поводу возможной дачи другим задержанным правдивых показаний являются объективной реальностью, которую следователь должен видеть и тактически грамотно использовать.

Именно способность сотрудников правоохранительных органов заметить в преступной группе назревающие конфликты, а также увидеть причины разногласий помогает выбирать наиболее оптимальные, тактически грамотные приемы воздействия на участников организованной преступной деятельности с целью активного использования противоречий в их показаниях.

45. Использование психолога в качестве консультанта и специалиста на предварительном следствии

В процессе предварительного следствия психолог может принимать участие в качестве консультанта по делу, специалиста, эксперта. Роль психолога в качестве специалиста, привлеченного к участию в производстве следственных действий, регламентируется нормами УПК РФ.

Применение знаний психологии способствует правильному решению задач раскрытия и расследования преступлений, а также перевоспитания лиц, совершивших преступления. В практике работы наиболее опытных следователей есть много примеров успешного разрешения сложных ситуаций при помощи психолога, выступающего в качестве специалиста-консультанта или эксперта.

Психолог в процессе предварительного следствия может участвовать в качестве:

1) консультанта по делу;

2) специалиста;

3) эксперта.

Законом предусматривается, что при допросе малолетних и несовершеннолетних лиц обязательно должен участвовать педагог.

Эту же функцию можно поручить и детскому психологу – специалисту, который обладает научными знаниями в области психологии детей и подростков и владеет профессиональными практическими навыками общения с детьми.

В этих случаях психолог поможет скорректировать формулировки вопросов следователя для их адекватного восприятия ребенком и дать советы и необходимые сведения, которые следователь может использовать для оценки показаний малолетнего свидетеля.

Именно психолог может подсказать тактику проведения допроса, создать неофициальную атмосферу, сгладить возможное состояние скованности, настороженности и недоверия ребенка, а также поможет преодолеть негативистскую позицию подростка, стеснение и стыдливость несовершеннолетней потерпевшей от полового посягательства.

Аналогичные задачи решает психолог в отношении умственно отсталых лиц. Психолог своими действиями должен способствовать установлению контакта между следователем и несовершеннолетним, а также дифференцировать вопросы задаваемые в ходе допроса с учетом особенностей познавательной сферы такого допрашиваемого.

Особое значение приобретает сотрудничество с психологом при расследовании дел об организованной преступности и групповых преступлениях.

Психолог призван оказать содействие в выявлении внутренней структуры группы, характера взаимосвязей между ее участниками, выяснить ее лидеров и распределение ролей в группе, а также способствовать поиску уязвимого звена и эффективного способа воздействия на него при расследовании преступления.

Помочь следователю выработать оптимальный индивидуальный ритм деятельности, преодолеть негативные эмоциональные состояния, предупредить развитие профессиональной деформации может только профессиональный психолог.

46. Судебно-психологическая экспертиза: цели и задачи

Экспертиза назначается в тех случаях, когда в процессе проведения дознания, предварительного следствия и при судебном разбирательстве уголовного дела возникает необходимость в проведении конкретных исследований с использованием специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле.

В качестве эксперта может быть приглашено любое лицо, обладающее необходимыми познаниями для дачи заключения. Юридическими основаниями производства судебно-психологической экспертизы являются постановление лица, производящего дознание, следователя, прокурора или судьи либо определение суда.

Другие письменные документы или устные распоряжения не могут служить основаниями производства экспертизы.

Задачей судебно-психологической экспертизы является научно обоснованная диагностика непатологических психических аномалий индивида.

Экспертиза проводится посредством метода тестов.

Наиболее распространенными являются следующие тесты:

1) оценка интеллекта, при помощи которой выявляется уровень интеллекта у испытуемого и умение им пользоваться;

2) личностный опрос, который выявляет психосоматические и неврологические нарушения, а также психопатические типы поведения испытуемого;

3) метод беседы.

Основной процессуальной формой использования специальных психологических познаний является судебно-психологическая экспертиза и комплексные с нею виды судебных экспертиз.

Психологические познания представляют собой специальные знания в области психологии.

Только психолог, имеющий высшее психологическое образование и работающий по своей специальности, обладает профессиональными знаниями теории и методологии психологии, практическими навыками и умениями проведения психологических исследований.

Примером привлечения психолога в раскрытии преступлений может служить составление психологического портрета разыскиваемого преступника по данным показаний свидетелей. Особую важность это приобретает при оперативно-разыскной деятельности и расследовании серийных преступлений, когда совершается целый ряд однотипных криминальных действий.

Эксперт при проведении судебно-психологической экспертизы вправе требовать от следственных органов необходимые качественные материалы для экспертизы.

Данные о личности подэкспертного лица не должны ограничиваться характеристиками с места работы и жительства, помимо этого нужно собрать полные биографические данные, сведения об отношении лица к семье, работе, сослуживцам, друзьям, к самому себе, а также информацию о поведении, об особенностях реагирования в экстремальных ситуациях и т. д.

47. Судебно-психологическая экспертиза эмоциональных состояний

Данный вид экспертизы назначается работниками следственных или судебных органов при возникновении вопроса о возможности квалифицировать действия обвиняемого или подсудимого как совершенные в состоянии сильного душевного волнения, так как такое состояние предусмотрено законодателем в качестве смягчающего вину обстоятельства по делам об убийствах и нанесении тяжких телесных повреждений.

Высокая степень эмоциональных переживаний воздействует как на познавательные процессы, таки на структуру сознания субъекта, что приводит к феномену сужения сознания, а это в свою очередь делает деятельность субъекта односторонней. Психологии известен ряд эмоциональных состояний, характеризующихся высоким эмоциональным напряжением, к ним относятся:

1) состояние аффекта (сильного душевного волнения);

2) стресс (психическая напряженность);

День юриста
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: