Итог занятия в детском саду рефлексия

Содержание
  1. Учебно-методический материал: Приемы рефлексии на занятиях в детском саду
  2. Готовые работы на аналогичную тему
  3. Секреты увлекательного занятия (из опыта работы воспитателя)
  4. Виды рефлексии, используемые в ДОУ
  5. Копилка рефлексии по ФГОС
  6. Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста
  7. Рефлексия как этап урока: виды, приемы, примеры
  8. Как и зачем развивать навыки рефлексии у детей?
  9. Зачем нужно развивать умение рефлексировать?
  10. Что важно учесть в обучении дошкольников рефлексии?
  11. Как развивать навыки рефлексии у дошкольников?
  12. Рефлексия в ДОУ
  13. Виды рефлексии, используемые в ДОУ
  14. Методы и приемы рефлексии в ДОУ
  15. Рефлексия для детей
  16. Зачем нужно развивать умение рефлексировать?
  17. Как развивать навыки рефлексии у дошкольников?
  18. Образцы рефлексии для малышей в конце занятия в детском саду
  19. Развитие рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста
  20. Различные приемы рефлексии
  21. Приемы рефлексии на занятиях в дополнительном образовании
  22. Приёмы организации рефлексии на занятиях детского объединения
  23. Рефлексия в ДОУ МБДОУ «Березовский детский сад 3» ТАТЕЛЬ ЩЕТИНИНА С
  24. Презентация — Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста
  25. Рефлексия в конце урока: примеры по ФГОС

Учебно-методический материал: Приемы рефлексии на занятиях в детском саду

Итог занятия в детском саду рефлексия

Согласно ФГОС, одной из основных задач ДОУ является создание условий, необходимых для всестороннего развития детей, согласно специфики дошкольного возраста.

Большое внимание уделяется поддержке индивидуальности и инициативности детей, умению принимать решения в различных ситуациях, выражению собственных мыслей и чувств.

Исходя из этого, у педагогов-практиков возникла необходимость поиска новых методов и средств развития осознанной активности у детей дошкольного возраста, формирования способности к анализу собственной деятельности. Одним из таких методов является рефлексия.

Основные требования, которые предъявляются к педагогам ДОУ, это организация ими образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, демонстрирующей профессионально грамотное и правильное окончание занятия, с применением приемов рефлексивной оценки.

Готовые работы на аналогичную тему

Система контроля в ДОУ и технология его осуществления. Реферат, Менеджмент проверена на уникальность 280 P. 27 страниц

Практика в ДОУ Отчёт по практике, Психология проверена на уникальность 350 P. 40 страниц

Основы безопасности жизнедеятельности в ДОУ Дипломная работа, Безопасность жизнедеятельности проверена на уникальность 1900 P. 66 страниц

Игровые технологии в ДОУ Дипломная работа, Педагогика проверена на уникальность 3000 P. 51 страница

Охрана здоровья в ДОУ Дипломная работа, Психология проверена на уникальность 2000 P. 53 страницы

организация двигательного процессса в ДОУ Курсовая работа, Педагогика проверена на уникальность 660 P. 26 страниц

Регулирование как функция управления в ДОУ Реферат, Педагогика проверена на уникальность 100 P. 16 страниц

Инклюзивное пространство в ДОУ Статья, Педагогика проверена на уникальность 400 P. 6 страниц

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Определение 1

Рефлексия – это умение осмысливать и анализировать свое собственное внутреннее состояние.

В настоящее время педагогами ДОУ накоплен достаточный опыт по развитию рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста. Контроль за организацией работы по развитию рефлексивных навыков у детей в рамках ДОУ осуществляет методист, который занимается оценкой отобранных педагогами методов и приемов рефлексии, в соответствии с возрастными особенностями детей.

Замечание 1

Развитие навыков рефлексивной деятельности у детей дошкольного возраста целесообразно начинать со второй младшей группы, то есть с детьми четвертого года жизни.

Секреты увлекательного занятия (из опыта работы воспитателя)

2) Ход занятия в детском саду (процесс). Включает в себя: повторение пройденного материала, объяснение нового, закрепление. Выполнение поставленных задач, с учётом здоровьесберегающих методов обучения. Занятие может быть комплексным.

Включение средств достижения нескольких целей или какой-то одной, использование игровых моментов, наглядного материала, динамических пауз или физ.минуток. Самостоятельную деятельность.

В этой статье мне хотелось бы поделиться «маленькими секретками» на каждом из этапов занятия, которые могут пригодиться в подготовке увлекательного, незабываемого мероприятия для детей дошкольного возраста. Структура занятия.1) Начало занятия в детском саду (оргмомент, приветствие).

Цель этого этапа – включение каждого дошкольника в деятельность, создание благоприятной атмосферы на занятии. -Ритуальные приветствия. — Использование упражнений на концентрацию внимания, игры на сплочение коллектива. -Организация дошкольников и настрой на занятия. — Стимуляция интереса и эмоциональный настрой. Например:

Обратите внимание => До Какого Возраста Детский Билет На Поезд Ржд Со Скидкой 50

Виды рефлексии, используемые в ДОУ

В теоретической литературе выделяют несколько видов классификаций рефлексии. Применительно к ДОУ целесообразнее и приемлемее следующая классификация:

Нужен совет преподавателя по схожей теме? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

  1. Рефлексия содержания учебного занятия – направлена на выявление уровня понимания и усвоения детьми того материала, который был представлен педагогом. Посредством данного вида рефлексии педагог устанавливает логические связи между приобретенными знаниями и умениями их использовать в практической деятельности.
  2. Рефлексия педагогической деятельности – предоставляет возможности осмыслить приемы и способы работы, используемые педагогом ДОУ при организации учебных занятий. При проведении данного вида рефлексии педагог обучает детей осмысленному контролю и планированию своего мышления, своих действий, и осуществлению оценке их правильности. Оценивать необходимо только те правила действий, которые знакомы и понятны ребенку.
  3. Рефлексия эмоционального состояния и настроения – осуществляется оценка настроения и отношения воспитанников в начале и конце учебного занятия. Вначале учебного занятия рефлексия помогает выявить эмоциональный настрой детей на занятие, в конце – выявляется удовлетворенность от его проведения.

Копилка рефлексии по ФГОС

4.3. Рефлексия содержания учебного предмета 1. «Поезд». На парте перед каждым ребенком два жетона: один – с улыбающимся личиком, другой – с грустным. На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока.

Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое вам было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось не интересным. Можно использовать только один жетон усмотрению ученика 2.

«Волшебный мешочек» Учитель показывает детям мешочек и предлагает: «Давайте соберем в этот волшебный мешочек все самое интересное, что было на сегодняшнем уроке» 3. «Поляна» На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (работа с текстом, фонетическая зарядка и т. д.). Перед каждым ребенком — бабочка.

Вы предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего. 4. «Корзина идей» Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно. 5.

«Дерево» Учащиеся записывают свое мнение об уроке на бумаге в форме листьев дерева, можно предложить ряд вопросов, затем прикрепляют их на заготовку дерева на плакате. 5. Метод «Плюс-минус-интересно» Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени.

Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» — «плюс»- записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.

В графу «М» — «минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной . В графу «И» — «интересно»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. Плюс Минус Интересно

Обратите внимание => Льгота на автомобиль в ростовенадону2019 для многодетных

Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения (клеше), пословицы, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… — Теперь я знаю…).

Обычно в конце занятия подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, итого, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале занятия целей, свою активность, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана: сегодня я узнал… было интересно узнать… было трудно выполнять… теперь я могу решать… я научился… у меня получилось… я смог… я попробую сам… Рефлексия может осуществляться не только в конце занятия, как это принято считать, но и на любом его этапе.

Она направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с занятия с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы свои с другими.

Концепция развивающего обучения предполагает научить дошкольников работать в разных режимах (индивидуальном, групповом, коллективном). Поэтому рефлексивная деятельность, как любая другая, может организовываться в индивидуальной и групповой форме.

Во время рефлексии человек отвечает сначала на простые вопросы: Что он делал или что происходило? Что он чувствовал при этом? Как он участвовал в том, что происходило? Какие при этом испытывал трудности? и т.д. Один из принципов развивающего обучения — принцип активности и сознательности.

Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на занятиях является этап рефлексии.

(от латинского «отражение») – умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни. Современная педагогическая наука считает, что если человек не рефлексирует, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса.

В современной педагогикепод рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Обучение детей рефлексивной деятельности начинается с предшкольной подготовки и активно продолжается в начальной школе. Отсутствие рефлексии – это показатель направленности только на процесс деятельности, а не на те изменения, которые происходят в развитии человека.

: вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности – ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, получаемые результаты и т.п. Вообще-то рефлексия – это не просто перематывание назад, как в видеомагнитофоне, событий прошедшего, так как по целям, задачам и способам ее организации существуют разные виды рефлексии. При взаимодействии с детьми, педагог использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности: 1. физическую (успел – не успел); 2. сенсорную (самочувствие: комфортно — дискомфортно); 3. интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал); 4. духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

Обратите внимание => Как указать срок договора пример

Рефлексия как этап урока: виды, приемы, примеры

В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока. В ФГОС особый упор делается на рефлексию деятельности, предлагается проводить этот этап в конце урока.

При этом учитель играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают ученики. В начале урока эмоциональную рефлексию проводят ради установления контакта с классом.

Можно поставить музыку (подобрав мотив, согласующийся с темой), процитировать классика, зачитать эмоциональное стихотворение. После обязательно следует спросить 3-4 учеников: «Что ты чувствуешь сейчас? Какое настроение у тебя? И т.д.

Во-первых, учащиеся (даже самые маленькие) привыкают оценивать свое состояние, свои эмоции, во-вторых, учатся аргументировать свою точку зрения. Кроме того, такая рефлексия поможет учащимся настроиться на восприятие темы.

04 Янв 2020 marketur 180

Как и зачем развивать навыки рефлексии у детей?

Итог занятия в детском саду рефлексия

Человек не способен жить полноценной жизнью, если он не умеет размышлять, наблюдать за собой, своим внутренним миром, своими действиями. Без самоанализа, оценки процесса и результата своей деятельности невозможно обучаться. Эти умения и навыки принято называть одним словом: рефлексия.

Рефлексия — это “взгляд внутрь себя”, внимание, обращенное на свое самочувствие, на внутренние процессы и результаты собственной деятельности.

У маленьких детей нет потребности в осознании себя, они не способны анализировать и находить причины своих ошибок, взаимосвязь своих усилий и результатов труда. Ребенок не понимает и не может объяснить, что происходит с ним в процессе его активности.

Обучать детей этому важно, и начинать развивать навыки рефлексии имеет смысл уже в младшем дошкольном возрасте.

Зачем нужно развивать умение рефлексировать?

Благодаря этому дети учатся:

  • осмысливать получаемые результаты;
  • ставить цели и связывать с ними результаты своей деятельности;
  • находить мотивацию для самостоятельной работы;
  • направлять внимание не только на процесс деятельности, но на изменения, с которыми связана активность и которые вытекают из нее.
  • навыкам саморегулирования, самоконтролю, самооценке.

Человеческая сущность разнообразна. На каждую из ее сфер приходится свой вид рефлексии, у каждого из которых особые цели, задачи и способы организации.

  • Физическая рефлексия помогает человеку анализировать свои физические возможности (успел—не успел, смог—не смог).
  • Сенсорная рефлексия дает возможность отслеживать свое самочувствие, эмоциональное состояние (комфорт—дискомфорт).
  • Интеллектуальная рефлексия помогает контролировать учебную деятельность, без нее невозможно качественно усвоить материал (понял—не понял, легко далось—возникли трудности).
  • Духовная рефлексия связана с осознанием смысла жизни, личностным ростом или внутренними кризисами (изменения к лучшему—изменения к худшему, полезность—бесполезность для мира).

Что важно учесть в обучении дошкольников рефлексии?

  • Ребенок должен говорить то, что думает, при этом не испытывая никакого дискомфорта.
  • Ребенок излагает свои мысли добровольно, в этот момент родителям запрещено его оценивать.
  • Весь процесс рефлексии выстраивается в игровой форме.
  • Ребенку важно понимать, что он всегда может получить поддержку родителей.

Как развивать навыки рефлексии у дошкольников?

Навыки, необходимые для формирования рефлексивной деятельности, формируются путем постановки правильных вопросов. При этом рефлексия может проводиться как в конце какой-либо деятельности или игры, так и в процессе, между этапами. Можно также провести рефлексию в начале и в конце выполнения задачи, а затем проанализировать результаты, сравнить разницу.

Ребенку следует задавать простые, понятные и дельные вопросы:

  • Что происходило во время занятия?
  • Что именно делал ты?
  • Что при этом ты испытывал, чувствовал?
  • Что понравилось, не понравилось?
  • Через какие трудности тебе пришлось пройти?
  • Что нового ты для себя узнал?

Отличным способом оценки эмоционального фона является определение ребенком своего настроения по цвету.

Предложите ребенку выбрать, какой цвет или цвета ему больше нравятся в данный момент, а также обращайте внимание на то, какая цветовая палитра преобладает в рисунках ребенка — яркие или темные тона, насколько они соответствуют изображенным предметам.

Приведенные ниже характеристики цветов разработаны М. Люшером:

  • Оранжевый — радость, восторг.
  • Красный — нервозность, возбуждение, агрессия.
  • Синий — грусть, усталость.
  • Зеленый — энергичность.
  • Насыщенный зеленый — беззащитность.
  • Желтый — спокойствие.
  • Фиолетовый — беспокойство, тревожность.
  • Серый — замкнутость, расстроенность.
  • Черный — уныние, отрицание.
  • Коричневый — беспокойство, неуверенность.

Существуют также игровые методики оценки настроения и состояния. Например, игра “Моя погода” — родитель спрашивает: “На что похоже сейчас твое настроение?” Ребенок должен выбрать картинку, соответствующую его настроению:

  • солнышко — прекрасное настроение;
  • солнышко за тучкой — хорошее настроение;
  • тучка — плохое настроение;
  • дождливая тучка — грустное, печальное настроение;
  • грозовая тучка — злое, ужасное настроение.

После выбора картинки нужно обсудить с ребенком, почему он выбрал такую картинку, отчего может измениться его выбор, что может изменить его настроение.

Заведите ритуал беседовать с ребенком перед сном о том, как прошел его день и что он планирует делать завтра. Это послужит прекрасным способом тренировки навыков рефлексии. Здесь отлично подойдет метод незаконченных фраз. Родитель начинает фразу, ребенок ее заканчивает. Так дети смогут оценить, насколько полезен для них полученный опыт, что им понравилось, а что хотелось бы изменить.

Фразы могут быть следующие:

  • “Самым интересным сегодня было…”
  • “Не совсем понятным для меня оказалось…”
  • “Лучше всего у меня получилось…”
  • “Наиболее трудно мне далось…”
  • “Мне бы хотелось еще…”
  • “Сегодня я научился…”
  • “Я был очень удивлен, когда…”
  • “Теперь я смогу…”

Рефлексия у дошкольников — удивительное и многогранное явление, основанное как на собственной оценке ребенка, так и на оценке его родителями, окружающими людьми. Это своего рода совместная деятельность, в результате которой ребенок развивается, совершенствуется, обучается видеть себя изнутри и со стороны.

Рефлексия в ДОУ

Итог занятия в детском саду рефлексия

Согласно ФГОС, одной из основных задач ДОУ является создание условий, необходимых для всестороннего развития детей, согласно специфики дошкольного возраста.

Большое внимание уделяется поддержке индивидуальности и инициативности детей, умению принимать решения в различных ситуациях, выражению собственных мыслей и чувств.

Исходя из этого, у педагогов-практиков возникла необходимость поиска новых методов и средств развития осознанной активности у детей дошкольного возраста, формирования способности к анализу собственной деятельности. Одним из таких методов является рефлексия.

Основные требования, которые предъявляются к педагогам ДОУ, это организация ими образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, демонстрирующей профессионально грамотное и правильное окончание занятия, с применением приемов рефлексивной оценки.

Определение 1

Рефлексия – это умение осмысливать и анализировать свое собственное внутреннее состояние.

В настоящее время педагогами ДОУ накоплен достаточный опыт по развитию рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста. Контроль за организацией работы по развитию рефлексивных навыков у детей в рамках ДОУ осуществляет методист, который занимается оценкой отобранных педагогами методов и приемов рефлексии, в соответствии с возрастными особенностями детей.

Замечание 1

Развитие навыков рефлексивной деятельности у детей дошкольного возраста целесообразно начинать со второй младшей группы, то есть с детьми четвертого года жизни.

Виды рефлексии, используемые в ДОУ

В теоретической литературе выделяют несколько видов классификаций рефлексии. Применительно к ДОУ целесообразнее и приемлемее следующая классификация:

  1. Рефлексия содержания учебного занятия – направлена на выявление уровня понимания и усвоения детьми того материала, который был представлен педагогом. Посредством данного вида рефлексии педагог устанавливает логические связи между приобретенными знаниями и умениями их использовать в практической деятельности.
  2. Рефлексия педагогической деятельности – предоставляет возможности осмыслить приемы и способы работы, используемые педагогом ДОУ при организации учебных занятий. При проведении данного вида рефлексии педагог обучает детей осмысленному контролю и планированию своего мышления, своих действий, и осуществлению оценке их правильности. Оценивать необходимо только те правила действий, которые знакомы и понятны ребенку.
  3. Рефлексия эмоционального состояния и настроения – осуществляется оценка настроения и отношения воспитанников в начале и конце учебного занятия. Вначале учебного занятия рефлексия помогает выявить эмоциональный настрой детей на занятие, в конце – выявляется удовлетворенность от его проведения.

Методы и приемы рефлексии в ДОУ

Согласно ФГОС у детей дошкольного возраста необходимо формировать уважительное отношение к взрослым и особенно к своей семье, именно поэтому целесообразно применять различные формы и виды рефлексии.

Замечание 2

Применительно к детям дошкольного возраста допускается индивидуальная, групповая и коллективная форма рефлексии. Каждой форме соответствуют определенные методы и приемы организации.

Рефлексия содержания (используется со средней возрастной группы ДОУ). Наиболее эффективным приемом является прием незаконченного предложения, поговорки, пословицы или афоризма. Используется рефлексия достижения педагогической цели посредством использования «линейки знаний» и «оценки приращения» знаний. Ребенку предлагается продолжить высказывания «Я не знал… – Теперь я знаю…».

Данный рефлексивный прием используется педагогом в конце учебного занятия, с целью подведения итогов, обсуждения того, кто и что узнал нового, как работал каждый ребенок, какой вклад был внесен и т.д. В процессе рефлексии дети осуществляют анализ своей деятельности и активности во время занятия.

Рефлексия деятельности (используется со средней возрастной группы ДОУ). Данный вид рефлексии организуется в конце занятия. Дети совместно с педагогом или между собой обсуждают и анализируют проведенное занятие, что им понравилось больше всего, а что было не понятно. Педагог фиксирует ответы детей, для того чтобы в дальнейшем планировать учебные занятия с учетом отрицательных моментов.

Рефлексия эмоционального состояния и настроения (используется начиная с младшей возрастной группы ДОУ). Учитывая возрастные особенности детей, для проведения рефлексии, педагогом используются различного рода наглядности (карточки со смайликами, цветовые карточки и т.д.).

Рефлексия проводится в конце учебного занятия, педагог предлагает детям оценить свое настроение во время совместной деятельности путем выбора карточки с изображением. Важно не просто показать карточку, но и постараться добиться от ребенка ответа, почему он выбрал именно ее. Особенно это важно в том случае, если ребенок выбирает отрицательную эмоцию.

Как показывает педагогическая практика, изначально все дети выбирают положительные эмоции, но если ввести рефлексию в систему, то в дальнейшем они будут подходить к выбору эмоции более осознанно, смогут обосновать и объяснить свой выбор.

После того как детьми буду освоены два маркера (отрицательный и положительный), педагог может переходить к расширению эмоционального спектра. К старшему дошкольному возрасту необходимо добиться того, чтобы дети свободно владели 4-5 эмоциональными маркерами. Целесообразными являются следующие эмоциональные маркеры, которыми дети должны овладеть к старшей группе:

  • радостный,
  • улыбающийся,
  • задумчивый/грустный,
  • слезливый,
  • сердитый.

Замечание 3

Таким образом, рефлексия в ДОУ имеет тройную направленность: на действие, на содержание и на эмоциональное состояние. Иные виды рефлексии для детей дошкольного возраста не приемлемы, так как они не понятны им в силу возраста.

Рефлексия для детей

Итог занятия в детском саду рефлексия

Человек не способен жить полноценной жизнью, если он не умеет размышлять, наблюдать за собой, своим внутренним миром, своими действиями. У него нет возможности обучаться без навыка самоанализа, оценки процесса и результата своей деятельности. Эти умения и навыки принято называть одним словом: рефлексия.

Рефлексия — это “взгляд внутрь себя”, внимание, обращенное на свое самочувствие, на внутренние процессы и результаты собственной деятельности.

У маленьких детей нет потребности в осознании себя, они не способны анализировать и находить причины своих ошибок, взаимосвязь своих усилий и результатов труда. Ребенок не понимает и не может объяснить, что происходит с ним в процессе его активности. Обучать детей этому важно, и начинать развивать навыки рефлексии имеет смысл уже в младшем дошкольном возрасте.

Зачем нужно развивать умение рефлексировать?

Благодаря этому дети учатся:

  • осмысливать получаемые результаты;
  • ставить цели и связывать с ними результаты своей деятельности;
  • находить мотивацию для самостоятельной работы;
  • направлять внимание не только на процесс деятельности, но на изменения, которыми обусловлена активность и которые вытекают из нее;
  • навыкам саморегулирования, самоконтролю, самооценке.

Человеческая сущность разнообразна. На каждую из ее сфер приходится свой вид рефлексии, у каждого из которых особые цели, задачи и способы организации.

  1. Физическая рефлексия помогает человеку анализировать свои физические возможности (успел-не успел, смог-не смог).
  2. Сенсорная рефлексия дает возможность отслеживать свое самочувствие, эмоциональное состояние (комфорт-дискомфорт).
  3. Интеллектуальная рефлексия помогает контролировать учебную деятельность, без нее невозможно качественно усвоить материал (понял-не понял, легко далось-возникли трудности).
  4. Духовная рефлексия связана с осознанием смысла жизни, личностным ростом или внутренними кризисами (изменения к лучшему-изменения к худшему, полезность-бесполезность для мира).

Как развивать навыки рефлексии у дошкольников?

Навыки, необходимые для формирования рефлексивной деятельности, формируются путем постановки правильных вопросов. При этом рефлексия может проводиться как в конце какой-либо деятельности или игры, так и в процессе, между этапами. Можно также провести рефлексию в начале и в конце выполнения задачи, а затем проанализировать результаты, сравнить разницу.

Ребенку следует задавать простые, понятные и дельные вопросы:

  • Что происходило во время занятия?
  • Что именно делал ты?
  • Что при этом ты испытывал, чувствовал?
  • Что понравилось, не понравилось?
  • Через какие трудности тебе пришлось пройти?
  • Что нового ты для себя узнал?

Отличным способом оценки эмоционального фона является определение ребенком своего настроения по цвету (характеристики цветов разработаны М. Люшером):

  • Оранжевый — радость, восторг
  • Красный — нервозность, возбуждение, агрессия
  • Синий — грусть, усталость
  • Зеленый — энергичность
  • Насыщенный зеленый — беззащитность
  • Желтый — спокойствие
  • Фиолетовый — беспокойство, тревожность
  • Серый — замкнутость, расстроенность
  • Черный — уныние, отрицание
  • Коричневый — беспокойство, неуверенность

Существуют также игровые методики оценки настроения и состояния. Например, игра “Моя погода” — родитель спрашивает: “На что похоже сейчас твое настроение?” Ребенок должен выбрать картинку, соответствующую его настроению:

  • солнышко — прекрасное настроение;
  • солнышко за тучкой — хорошее настроение;
  • тучка — плохое настроение;
  • дождливая тучка — грустное, печальное настроение;
  • грозовая тучка — злое, ужасное настроение.

После выбора картинки нужно обсудить с ребенком, почему он выбрал такую картинку, отчего может измениться его выбор, что может изменить его настроение.

Заведите ритуал беседовать с ребенком перед сном о том, как прошел его день и что он планирует делать завтра. Это послужит прекрасным способом тренировки навыков рефлексии. Здесь отлично подойдет метод незаконченных фраз. Родитель начинает фразу, ребенок ее заканчивает. Так дети смогут оценить, насколько полезен для них полученный опыт, что им понравилось, а что хотелось бы изменить.

Фразы могут быть следующие:

  • “Самым интересным сегодня было…”
  • “Не совсем понятным для меня оказалось…”
  • “Лучше всего у меня получилось…”
  • “Наиболее трудно мне далось…”
  • “Мне бы хотелось еще…”
  • “Сегодня я научился…”
  • “Я был очень удивлен, когда…”
  • “Теперь я смогу…”

Рефлексия у дошкольников — удивительное и многогранное явление, основанное как на собственной оценке ребенка, так и на оценке его родителями, окружающими людьми. Это своего рода совместная деятельность, в результате которой ребенок развивается, совершенствуется, обучается видеть себя изнутри и со стороны.

педагог-психолог Антонина Валевич

Все 3–4 года 5–6 лет 7–8 лет 9–10 лет Читалка

05.03.2021

Исследования подтверждают, что что уровень речи ребенка тесно связан с ловкостью его пальцев. Описание игр и занятий, которые помогают развивать мелкую моторику…

Образцы рефлексии для малышей в конце занятия в детском саду

Итог занятия в детском саду рефлексия

Рефлексия деятельности даёт возможность осмыслить способы и приёмы работы. Применение данной рефлексии в конце НОД даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах занятия. «Пантомима», «Дерево успеха», «Поезд», «Рефлексивный экран».

Подводя итог сказанному, отметим, что на этапе дошкольного детства происходит развитие предпосылок рефлексивной деятельности, представляющей собой осознание и анализ своей деятельности для дальнейшего повышения ее результата, возможность планирования, понимание своего места в мире.

Для развития данных предпосылок у детей дошкольного возраста необходима грамотная, профессиональная помощь педагогов, которые могут предлагать вопросы для рассуждения и давать какие- либо задания воспитанникам.

Именно дошкольный возраст – это наиболее благоприятный период для становления «самости»: саморазвития, самоопределения, самоконтроля, саморегуляции, самоанализа, самореализации и т. д.

Развитие рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста

В связи с этим, у педагогов-практиков возникла необходимость в нахождении новых методов и приёмов, направленных на развитие осознанной активности ребёнка, формирование у него способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источнику мотива и умения учиться, развитию познавательных интересов и готовности к успешному обучению в школе.
С детьми младшего дошкольного возраста мы используем только рефлексию настроения и эмоционального состояния. Учитывая специфику возраста, используем разнообразный наглядный материал (маркеры настроения): смайлики настроений (двух видов), звёздочки (цветочки, флажки) двух разных цветов.

Различные приемы рефлексии

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).

Существует множество приемов, позволяющих отследить эмоциональное состояние каждого ребенка в классе: «Букет настроения», «Корзинка», «Дерево чувств», «Музыкальный фрагмент», «Мой город», «Разноцветье», «Блиц» и др. Это наиболее легкие и понятные для детей способы рефлексии, их можно использовать на самых ранних этапах обучения как в начале, так и в конце урока.

Они универсальны для всех учебных предметов

Приемы рефлексии на занятиях в дополнительном образовании

К современному занятию сегодня предъявляется множество требований и слово «рефлексия» перестало быть новшеством.

Важное требование современного образования – формировать у детей умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Практически каждый педагог допобразования сегодня в той или иной степени использует прием рефлексии на занятиях, зачастую не всегда ясно понимая, что он измеряет и каких результатов хочет достичь.

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния проводится с целью установления эмоционального контакта с группой детей. Ее можно проводить в начале и в конце занятия. Инструментарием педагога в таких случаях является материал, влияющий на сферу чувств: разноцветные карточки, изображения, отражающие спектр эмоций, карточки с изображением лиц, условных знаков, стихотворения, проза, картины.

Приёмы организации рефлексии на занятиях детского объединения

«Поезд» . На парте перед каждым ребенком два жетона: один – с улыбающимся личиком, другой – с грустным. На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока.

Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое вам было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось не интересным. Можно использовать только один жетон по усмотрению ребёнка.

Рефлексия настроения и эмоционального состояния проводится в начале учебного занятия/урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Данная рефлексия способствует формированию благоприятного микроклимата на уроке.

Учащийся настраивается на урок, проявляет неподдельный интерес к следующим этапам урока. Снимается мышечное напряжение перед уроком и полностью снимается напряжение в конце урока. Здесь реализуется здоровьесберегающая функция рефлексии.

Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент), компьютерные программы. Можно предложить детям сравнить своё настроение с образом какого-либо животного (растения, цветка) и нарисовать его, можно объяснить словами.

Рефлексия в ДОУ МБДОУ «Березовский детский сад 3» ТАТЕЛЬ ЩЕТИНИНА С

Виды рефлексии: Четыре сферы человеческой сущности: физическую (успел – не успел); сенсорную (самочувствие: комфортно — дискомфортно); интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал); духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

Функции рефлексии: РЕФЛЕКСИЯ НАСТРОЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ; РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.
Рефлексия Цель : вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности – ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, получаемые результаты и т.п.

Форма организации: индивидуальная групповая Во времени: ситуативная, ретроспективная и перспективная

Презентация — Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста

Рефлексия (от латинского «отражение») – умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни. Современная педагогическая наука считает, что если человек не рефлексирует, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса.

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и ее результатов.
Однако процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми.

Таким образом, рефлексия на занятии – это совместная деятельность дошкольников и педагога, позволяющая совершенствовать образовательный процесс, ориентируясь на личность каждого дошкольника.

Рефлексия в конце урока: примеры по ФГОС

  • Он начинает понимать, ради чего изучается данная тема на уроке и как она может пригодиться ему в его жизни.
  • Рефлексия в школе помогает учащимся ставить цели и добиваться их.
  • Ребята начинают осознавать, что они могут внести свой вклад в общее дело.
  • Рефлексия покажет, насколько ребенок умеет адекватно оценивать свою работу, а также товарищей.

Когда педагог на своих занятиях начинает систематически использовать рефлексию, то приходит осознание того, что она помогает контролировать класс, уже в ходе урока становится понятно, что вызывает затруднения.

Рефлексия на уроке по ФГОС помогает учащимся более осознанно относиться к полученным знаниям, систематизировать опыт, адекватно сравнивать результаты своего труда на уроке с другими ребятами и оценивать их.

21 Дек 2018      marketur         867      

День юриста
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: