кем принимается решение о возбуждении уголовного дела в отношении адвоката

Содержание
  1. Уголовное дело в отношении адвоката
  2. Уголовные дела в отношении адвокатов
  3. Мнения по поводу как вести уголовное дело в отношении адвоката
  4. Существующая специфика производства дел адвокатов
  5. кто принимает решение о возбуждении уголовного дела в отношении адвоката
  6. Статья 448 УПК РФ
  7. Кем возбуждается уголовное дело в отношении адвоката
  8. Для возбуждения уголовного дела в отношении адвоката необходимо
  9. Уголовное дело в отношении адвоката
  10. Кто принимает решение о возбуждении уголовного дела в отношении адвоката
  11. Установить судебный порядок возбуждения уголовного дела в отношении адвоката
  12. Уголовно-процессуальное право
  13. Статья 448
  14. Фсб сможет возбуждать уголовные дела в отношении адвокатов
  15. Глава 27
  16. Особенности возбуждения уголовных дел в отношении прокуроров, следователей и адвокатов Текст научной статьи по специальности — Государство и право
  17. Статья 448. Возбуждение уголовного дела
  18. Основные положения
  19. Когда применимы положения статьи 447 УПК?
  20. Статья 448 УПК РФ. Возбуждение уголовного дела

Уголовное дело в отношении адвоката

кем принимается решение о возбуждении уголовного дела в отношении адвоката

Современное правовое регулирование и существующая отрицательная практика возбуждения уголовных дел в отношении адвокатов сегодня сохраняют свою актуальность, так как в некоторых случаях компрометируется сам институт адвокатуры, непосредственно нуждающейся в наличии определенной неприкосновенности для полноты исполнения своих полномочий и во избегание незаконного и необоснованного уголовного преследования.

Уголовные дела в отношении адвокатов

Уголовное судопроизводство предполагает наличие адвоката. Для беспрепятственного исполнения адвокатом своих профессиональных обязанностей, существуют гарантии независимости, препятствующие всяческому давлению. Таковыми гарантиями являются предусмотренные гл.

52 УПК РФ особенности, так называемый «процессуальный иммунитет», по отношению к адвокатам. Этот вопрос самый сложный и противоречивый в науке юриспруденции. Процессуальные особенности порядка производства уголовных дел в отношении адвоката проявляются в следующем.

1. Адвокат, как лицо, имеющее особый правовой статус, состоит в категории применения особого порядка производства уголовных дел, что указывается в п.8 ст.447 УПК РФ.

2. Привлечение адвоката, как обвиняемого, а также возбуждение уголовного дела в отношении адвоката, проводится согласно решению, принятого руководителем следственных органов Следственного комитета России по субъекту РФ п.10 ст.448 УПК РФ.

3. При отсутствии такового решения о возбуждение уголовного дела в отношении адвоката, следственные действия относительно адвоката могут проводиться лишь после согласия суда ч.5 ст.460 УПК РФ.

Такой подход мотивируется предоставлением возможности адвокату иметь правовые гарантии при осуществлении своих полномочий, и препятствованием незаконного уголовного преследования.

Мнения по поводу как вести уголовное дело в отношении адвоката

Мало кто из сферы юриспруденции согласен с мнением, что привлечение адвоката к ответственности по уголовным делам может быть обычным, не специальным. Особый порядок судопроизводства по таким делам подчеркивается в КС РФ от 14.12.

2004 №396-0, указывая на важность условий защиты публичных интересов адвокатов.

Тем не менее, наделение адвокатов неприкосновенностью и наличием особого порядка судопроизводства не препятствует привлечению их к ответственности, и не создает атмосферу безнаказанности в совершенных уголовных делах.

Как показывает практика, оперативные мероприятия и порядок ведения уголовных дел в отношении адвокатов часто нарушаются, поэтому, считаются недостаточными существующие гарантии прав адвокатов.

Не ограждает адвокатов от ведомственного произвола и решение прокурора, имеющего право отмены постановления руководителя следственного органа, в котором возбуждались уголовные дела в отношении адвокатов , что отмечено ч.4 ст.146 УПК РФ.

Заключение судьи по данному следственному действию, было неоправданно исключено законодателем. При том, что для возбуждения уголовных дел остальных представителей закона считается необходимым наличие решения и согласия непосредственно вышестоящих органов. Внесенные изменения в гл.

52 УПК РФ в большой мере упростили сам порядок ведения уголовных дел в отношении адвоката, сведя к минимуму гарантии прав, предусмотренных УПК РФ, и положения Закона об адвокатуре.

Такое положение дел провоцирует злоупотребления правоохранительными органами в отношении неугодных адвокатов, попирает все гарантии их независимости. Имеют место много мнений для изменения нынешнего положения дел.

-Наличие заключения Совета адвокатской палаты о присутствии преступных деяний.

-Получает санкции адвокат возбуждение уголовного дела непосредственно от прокурора.

-Возврата, законодательно подтвержденного п.10 ч.1 ст. 448 УПК РФ, обязательного заключения судьи, указания конкретики судебного порядка о наличии состава преступления.

https://www.youtube.com/watch?v=cFYT7W9DFqA

На данный момент практически единственной возможностью обжалования постановления о возбуждении дела в отношении адвоката можно у прокурора, руководителя следственного органа, или в суде, что не является оптимальным.

Так как срок рассмотрения жалоб в этих инстанциях практически всегда занимает много времени, до самого рассмотрения дела по существу. Поэтому, ведение судебного контроля очень необходимо на протяжении всего процесса.

Для исключения предвзятости заключения судью в отношении уголовных дел адвокатов, их необходимо рассматривать в условиях состязательности, при обеспечении судом охраны прав и свобод адвокатам, а также при обязательном предоставлении доказательств вины субъекта.

Необходимо заметить, что во многих случаях мнения о наличии состава преступления в действиях адвоката, судьи, прокуроров и руководителей следственных органов не совпадали. В данном случае наличие судебного контроля за законностью работало, как сдерживающий фактор против произвола органов правоохранения.

То есть, отсутствие предварительного судебного контроля в существующем процессуальном порядке не обеспечивает гарантию независимости адвокатов.

Существующая специфика производства дел адвокатов

При ведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении дел адвокатов существует ряд особенностей. Проведение любых ОРМ, а так же следственных действий, допустимо лишь после установления судебного решения, что отражено в п.3 ст.8 Закона об адвокатуре.

Создает определенные трудности в работе и соблюдения законности существующие противоречия между вышеуказанным актом и законом от 12 августа 1995 г.

№ 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», который получение судебного решения перед проведением ОРМ не предусматривает.

Можно сделать вывод, что гл. 52 УПК РФ предусматривает только особенности, как возбудить уголовное дело на адвоката, а непосредственно следствие и процессуальные процедура в отношении адвоката ведутся на общем основании, в обычном порядке.

То есть имеют место нарушения процессуального порядка, что ведет к нарушению прав адвоката и не гарантирует защиту от самоуправства со стороны органов правопорядка. Совершенно не отражены в УПК РФ закрепленные законом об адвокатуре обязательные права и гарантии независимости адвокатов.

Это ограничивает охраняемые законом права адвокатов. В связи с этим желательно более четкое регламентирование данного вопроса в УПК РФ.

Чтобы устранить выявленную проблему, желательно принятие конкретных мер, таких как усовершенствование законодательства в сфере защиты должностных прав и гарантий адвоката.

Также для устранения расхождений по закреплению процессуального иммунитета адвоката необходимо исключить противоречия, содержащиеся в Законе об адвокатуре УПК РФ, и Законе «Об оперативно-розыскной деятельности». Возврат в п. 10 ч. 1 ст.

448 УПК РФ обязательность получения заключения судьи, конкретизацию судебного порядка, четкой регламентации уголовного судопроизводства в отношении адвокатов.

Надеемся, что осуществление изложенных мер обеспечат надлежащие гарантии в деятельности адвокатов.

кто принимает решение о возбуждении уголовного дела в отношении адвоката

кем принимается решение о возбуждении уголовного дела в отношении адвоката

8. Не допускается возбуждение в отношении судьи уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного статьей 305 Уголовного кодекса Российской Федерации, в случае, если соответствующий судебный акт, вынесенный этим судьей или с его участием, вступил в законную силу и не отменен в установленном процессуальным законом порядке как неправосудный.

Статья 448 УПК РФ

10) в отношении прокурора района, города, приравненных к ним прокуроров, руководителя и следователя следственного органа по району, городу, а также адвоката — руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации; в отношении вышестоящих прокуроров, руководителей и следователей вышестоящих следственных органов — Председателем Следственного комитета Российской Федерации или его заместителем;

Кем возбуждается уголовное дело в отношении адвоката

Квалификационные требования в отношении адвокатов Государство, соответственно, обязано определить квалификационные требования в отношении лиц, оказывающих юридическую помощь, и создать надлежащие условия гражданам для реализации этого конституционного права, а лицам, оказывающим юридическую помощь, в том числе адвокатам, — для эффективного осуществления их деятельности.

Для возбуждения уголовного дела в отношении адвоката необходимо

возбужденно законно и обоснованно. Поводом к этому послужили заявления граждан, содержащие достаточные данные, указывающие на признаки преступления. Установленный законом порядок проверки сообщений о совершении правонарушения прокурором или следователем прокуратуры нарушен не был.

Уголовное дело в отношении адвоката

Можно сделать вывод, что гл. 52 УПК РФ предусматривает только особенности, как возбудить уголовное дело на адвоката, а непосредственно следствие и процессуальные процедура в отношении адвоката ведутся на общем основании, в обычном порядке.

То есть имеют место нарушения процессуального порядка, что ведет к нарушению прав адвоката и не гарантирует защиту от самоуправства со стороны органов правопорядка. Совершенно не отражены в УПК РФ закрепленные законом об адвокатуре обязательные права и гарантии независимости адвокатов.

Это ограничивает охраняемые законом права адвокатов. В связи с этим желательно более четкое регламентирование данного вопроса в УПК РФ.

Кто принимает решение о возбуждении уголовного дела в отношении адвоката

Если прокурор субъекта РФ согласится с выводами лица, проводившего проверку сообщения о достаточности оснований для возбуждения уголовного дела, то он передает материалы проверки Генпрокурору РФ, который вправе вынести решение: а) об отказе в возбуждении дела (п. 2 ч. 1 ст. 145 УПК) или б) о возвращении материалов для дополнительной проверки (ч. 4 ст. 146 УПК).

Рекомендуем прочесть:  Заявление о выходе с декретного отпуска образец

Установить судебный порядок возбуждения уголовного дела в отношении адвоката

Особенно ярко эти случаи стали проявляться в последнее время в Благовещенске и Миассе, когда возбуждение уголовного дела в отношении адвокатов напрямую было связано с их активной позицией — позицией адвокатов, эффективно защищавших законными средствами права и интересы граждан.

Одним из последствий таких активных действий стало вынесение оправдательного приговора в отношении подсудимого, которого защищал адвокат, что послужило поводом к необоснованному возбуждению уголовного дела в отношении адвоката и незаконному задержанию следователями следственного подразделения и помещению в ИВС (Изолятор временного содержания) адвоката.

Уголовно-процессуальное право

Решение вопроса о возбуждении уголовного дела в отношении прокуроров, руководителей следственных органов и следователей районного звена отнесено к компетенции руководителей следственных органов Следственного комитета РФ по субъектам Российской Федерации.

Они же возбуждают уголовные дела в отношении депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ; депутатов, членов выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц органов местного самоуправления; адвокатов и некоторых других лиц.

Рекомендуем прочесть:  Все про алименты законы

Статья 448

10. Члены избирательной комиссии с правом решающего голоса в период проведения выборов не могут быть привлечены без согласия прокурора к уголовной ответственности (ч.9 ст.

12 Временного положения о проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, не обеспечивших реализацию конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления).

Фсб сможет возбуждать уголовные дела в отношении адвокатов

При этом, если проверка сообщения о преступлении и его расследование были поручены органу ФСБ, то решение о возбуждении уголовного дела в отношении лиц, перечисленных в п. 10 ч. 1 ст.

448 УПК РФ, а именно: в отношении прокурора района, города, приравненных к ним прокуроров, руководителя и следователя следственного органа по району, городу, а также адвоката, будет приниматься руководителем следственного органа Федеральной службы безопасности.

Глава 27

Отсутствие заключения районного судьи о наличии в деяниях следователя, адвоката, прокурора признаков преступления является обстоятельством, исключающим его производство, и влечет за собой принятие решения об отказе в возбуждении уголовного дела на основании п. 6 ч. 1 ст. 24 УПК.

Особенности возбуждения уголовных дел в отношении прокуроров, следователей и адвокатов Текст научной статьи по специальности — Государство и право

Изучая практику возбуждения уголовных дел в отношении рассматриваемых категорий лиц, встречаются случаи немотивированного отказа в удовлетворении ходатайств участников процесса. К примеру, в судебном заседании при даче заключения от адвоката Ф.

поступило ходатайство об отложении рассмотрения представления прокурора, так как по делу присутствуют не все приглашенные им защитники, на что судья отказал в данной просьбе без всякой мотивации [5]. Подобные немотивированные решения нарушают ч. 4 ст.

7 УПК РФ и являются недопустимыми.

Статья 448. Возбуждение уголовного дела

кем принимается решение о возбуждении уголовного дела в отношении адвоката

Ст. 447 УПК содержит в себе следующую информацию:

  • перечень лиц, в отношении которых применим особый порядок ведения уголовных дел;
  • порядок ведения дел в отношении лиц из указанного перечня, с применением положений 52 главы настоящего кодекса.

Специальные субъекты, перечисленные в 447 статье, обязаны наравне со всеми отвечать за совершенные ими противоправные деяния. При ведении в отношении них уголовного дела выполняются все установленные настоящим кодексом процессуальные действия, но при этом процесс их проведения значительно усложнен по разным причинам.

Основные положения

Ст. 447 УПК должна рассматриваться в контексте всей 52 главы. Первое, что в ней перечислено – это спецсубъекты по УПК РФ.

К их числу отнесены:

  • члены СФ РФ;
  • депутаты ГД РФ;
  • депутаты законодательного собрания субъекта РФ;
  • депутаты органов самоуправления;
  • судьи;
  • присяжные и арбитражные заседатели в период совершения ими своих процессуальных обязанностей;
  • председатель СП РФ;
  • заместитель председателя СП РФ;
  • аудиторы СП РФ;
  • омбудсмен РФ;
  • Президент РФ, сложивший с себя полномочия;
  • кандидаты в президенты РФ;
  • прокуроры;
  • председатель СК;
  • руководители следствия;
  • следователи;
  • адвокаты;
  • члены избиркома;
  • кандидаты в депутаты Госдумы и законодательного собрания субъекта.

Порядок производства уголовных дел в отношении специальных субъектов установлен кодексом, с учетом соблюдения норм, установленных в главе 52 УПК.

Когда применимы положения статьи 447 УПК?

Очевидно, что положения статьи 447 УПК, а также всей 52 главы настоящего Кодекса применимы, когда спец. субъекты совершают противоправные уголовно наказуемые деяния.

Необходимость выделения ряда должностных лиц в отдельную правовую касту, обусловлена современными реалиями. Спец.

субъекты должны быть надежно защищены от провокаций со стороны недоброжелателей, ведь от них во многом зависит жизнь других людей.

Рассмотрение уголовного дела в суде по особому порядку

К сожалению, благие намерения законодателя, защитившего от разного рода посягательств высокопоставленных лиц, и людей, призванных временно вершить судьбы, не всегда идут на пользу населению страны и государству в целом. Некоторые спец. субъекты используют иммунитет как прикрытие для совершения противозаконных действий.

Статья 448 УПК РФ. Возбуждение уголовного дела

  1. Решение о возбуждении уголовного дела в отношении лица, указанного в части первой статьи 447 настоящего Кодекса, либо о привлечении его в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, принимается: 1) в отношении члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы — Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия соответственно Совета Федерации и Государственной Думы; 2) в отношении Генерального прокурора Российской Федерации — Председателем Следственного комитета Российской Федерации на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда Российской Федерации, принятого по представлению Президента Российской Федерации, о наличии в действиях Генерального прокурора Российской Федерации признаков преступления; 2.1) в отношении Председателя Следственного комитета Российской Федерации — исполняющим обязанности Председателя Следственного комитета Российской Федерации на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда Российской Федерации, принятого по представлению Президента Российской Федерации, о наличии в действиях Председателя Следственного комитета Российской Федерации признаков преступления; 3) в отношении судьи Конституционного Суда Российской Федерации — Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия Конституционного Суда Российской Федерации; 4) в отношении судьи Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, федерального арбитражного суда, военного суда — Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации; 5) в отношении иных судей — Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей; 6) в отношении Председателя Счетной палаты Российской Федерации, его заместителя и аудиторов Счетной палаты Российской Федерации — Председателем Следственного комитета Российской Федерации; 7) в отношении Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации — Председателем Следственного комитета Российской Федерации; в отношении Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидата в Президенты Российской Федерации — Председателем Следственного комитета Российской Федерации; 9) в отношении депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации — руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации; 10) в отношении прокурора района, города, приравненных к ним прокуроров, руководителя и следователя следственного органа по району, городу, а также адвоката — руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации; в отношении вышестоящих прокуроров, руководителей и следователей вышестоящих следственных органов — Председателем Следственного комитета Российской Федерации или его заместителем; 11) в отношении депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления — руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации; 12) в отношении члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса — руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, а в отношении члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с правом решающего голоса, председателя избирательной комиссии субъекта Российской Федерации — Председателем Следственного комитета Российской Федерации; 13) в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы — в соответствии со статьями 146 и 171 настоящего Кодекса с согласия Председателя Следственного комитета Российской Федерации; 14) в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации — в соответствии со статьями 146 и 171 настоящего Кодекса с согласия руководителя следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации.
  2. Представление Президента Российской Федерации о наличии в действиях Генерального прокурора Российской Федерации или Председателя Следственного комитета Российской Федерации признаков преступления рассматривается в закрытом судебном заседании в десятидневный срок после поступления в суд соответствующего представления с участием Генерального прокурора Российской Федерации или Председателя Следственного комитета Российской Федерации и (или) их адвокатов на основании представленных в суд материалов.
  3. По результатам рассмотрения представления Президента Российской Федерации суд дает заключение о наличии или об отсутствии в действиях лица признаков преступления.
  4. При рассмотрении вопроса о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы либо на привлечение его в качестве обвиняемого, если уголовное дело возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, Совет Федерации или Государственная Дума соответственно, установив, что производство указанных процессуальных действий обусловлено высказанным им мнением или выраженной им позицией при ании в Совете Федерации или Государственной Думе соответственно или связано с другими его законными действиями, соответствующими статусу члена Совета Федерации и статусу депутата Государственной Думы, отказывает в даче согласия на лишение данного лица неприкосновенности. Такой отказ является обстоятельством, исключающим производство по уголовному делу в отношении данного члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы.
  5. Решение Конституционного Суда Российской Федерации, а также соответствующей квалификационной коллегии судей о даче либо об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи или привлечение его в качестве обвиняемого должно быть мотивированным. Это решение принимается в срок не позднее 10 суток со дня поступления в суд представления Председателя Следственного комитета Российской Федерации.
  6. Утратил силу.
  7. В случае возбуждения уголовного дела в отношении Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, Председатель Следственного комитета Российской Федерации в течение 3 суток направляет в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации представление о лишении указанного лица неприкосновенности. В случае принятия Государственной Думой решения о даче согласия на лишение неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, указанное решение вместе с представлением Председателя Следственного комитета Российской Федерации в течение 3 суток направляется в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Решение Совета Федерации о лишении неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, принимается в срок не позднее 3 месяцев со дня вынесения соответствующего постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, о чем в течение 3 суток извещается Председатель Следственного комитета Российской Федерации. Решение Государственной Думы об отказе в даче согласия на лишение неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, либо решение Совета Федерации об отказе в лишении неприкосновенности указанного лица влечет за собой прекращение уголовного преследования в соответствии с пунктом 6 части первой статьи 27 настоящего Кодекса.
День юриста
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: