Метод и предмет права

Характеристика предмета и метода правового регулирования

Метод и предмет права

Право, как специальный механизм управления отношениями между людьми и их объединениями, представляет системную категорию, элементами которой являются правовые нормы, институты, подотрасли и отрасли права.

Отрасль, составляя наиболее широкую единицу правовой системы, регламентирует определенную часть взаимодействия в обществе, используя специальные приемы и средства регулирования. Разнообразие видов общественных отношений обусловило выделение в правовой системе различных отраслей права (например, уголовное, конституционное, административное и др.

), специфику каждой из которых составляет особый предмет и метод правового регулирования. Именно наличие этих двух составляющих позволяет говорить о самостоятельности правовой отрасли.

Характеристика предмета правового регулирования

Категория предмета правового регулирования имеет особую значимость для правовой сферы, поскольку считается основным критерием, разграничивающим комплекс норм права и регулируемых ими отношений на правовые отрасли.

Необходимо отметить, что поскольку право распространяет свое действие не на всю область отношений в обществе, в качестве предмета выступают также не все виды этих отношений, а только представляющие правовую значимость.

Под предметом правового регулирования следует понимать совокупность устойчивых общественных отношений однородного характера, регулируемых нормами определенной отрасли права.

В качестве признаков рассматриваемой категории можно выделить:

  • устойчивый, повторяющийся характер отношений;
  • наличие волевого элемента в регламентируемых отношениях;
  • объективный, не зависящий от воли законодателя, характер отношений;
  • отношения, подлежащие контролю со стороны государственной власти;
  • однородность регулируемых отношений.

Однородные отношения, объективно сложившиеся в результате взаимодействия индивидов и их объединений, зачастую требуют правового оформления. Такая необходимость в регламентации со стороны права приводит к выделению в правовой системе определенной правовой отрасли, ответственной за данную область общественной жизни.

Для понимания сущности рассматриваемого понятия можно привести несколько примеров.

Так, одной из центральных отраслей является гражданское право, предмет которого составляют имущественные отношения, а также связанные и несвязанные с ними личные неимущественные отношения.

В правовой системе выделяется также трудовое право, предметом которого являются трудовые отношения между работником и работодателем, а также иные, непосредственно связанные с ними отношения.

Поскольку признаком предмета правового регулирования является однородность отношений, неоднородные отношения, возникающие в определенной области, не могут составлять сферу воздействия правовой отрасли, но могут относиться к нескольким отраслям. Такое объединение качественно неоднородных отношений в определенной области общественной жизни представляет комплексные правовые отрасли, к которым относятся, например, жилищное, предпринимательское, муниципальное право и др.

Метод правового регулирования

Метод правового регулирования составляет второй критерий для разграничения правовых отраслей и позволяет ответить на вопрос о том, каким образом нормы отрасли права регулируют отношения, являющиеся предметом регулирования. Если предмет имеет объективный, материальный характер, то метод представляет дополнительный критерий юридического характера, не имеющий самостоятельного значения.

Данная категория может быть определена как обусловленная предметом совокупность правовых средств, способов, приемов воздействия норм права на общественные отношения. Являясь юридическим критерием разграничения норм, метод обусловлен не только спецификой регулируемых отношений, но и волей законодателя.

Метод правового регулирования представляет структурное образование, включающее в себя следующие элементы:

  • механизм возникновения прав и обязанностей;
  • юридическое положение субъектов правоотношений;
  • характер и распределение прав и обязанностей между субъектами правоотношений;
  • способы обеспечения прав и обязанностей субъектов правоотношений;
  • способы регулирования деятельности субъектов правоотношений.

Сочетаясь определенным образом, данные элементы образуют определенный метод правового регулирования. Среди них выделяются императивный и диспозитивный методы.

Если первый метод основан на власти и подчинении и применении властных предписаний, не допускающих отступления от них, то второй – на автономии воли и равенстве субъектов.

Диспозитивный метод, в отличие от императивного, дает возможность субъектам самим выбирать направление своего поведения в рамках нормы права.

В рамках методов правового регулирования существуют различные виды средств воздействия. К основным средствам относятся запрет, дозволение и позитивное обязывание, а к дополнительным – поощрение, подтверждение, уполномочивание, ограничение, рекомендация и др.

Для каждой отрасли законодательно предусмотрен свой метод правового регулирования.

Так, например, для административного права, характеризующегося строгой вертикалью отношений, установлен императивный метод, для гражданского права – преимущественно диспозитивный, для гражданского процессуального права – диспозитивно-императивный.

Таким образом, правовое регулирование в рамках отрасли права может осуществляться не только исключительно одним методом, но и их определенным сочетанием. При этом сочетание методов может быть предусмотрено как для комплексных, так и для некомплексных правовых отраслей.

Заключение

Предмет и метод правового регулирования составляют центральные категории как правовой системы в целом, так и любой правовой отрасли, позволяют их отграничивать друг от друга и выявлять своеобразие каждой. Данные категории также дают возможность увидеть, какая часть возникающего в обществе взаимодействия включена в область правового регулирования и какими способами оно реализуется.

Предмет, метод, задачи и функции гражданского права

Метод и предмет права

Определение 1

Гражданское право – это особые правовые нормы, которые регулируют личные неимущественные и имущественные отношения для реализации законных интересов участников гражданского права, оптимальной организации экономических отношений в социуме.

Предмет гражданского права указывает на сферу действия этой отрасли, задает пределы и содержание ее действия, отграничивает ее от иных отраслей права.

Предметом гражданского права выступают общественные отношения следующих видов:

  • имущественные, или товарные отношения – определенные стоимостные отношения, обладающие товарно-денежной формой и характеризующиеся экономическим содержанием; содержание имущества определяется относительно конкретных правоотношений и рассматривается в виде объекта виндикационного иска (вещь, совокупность вещей); как объект ответственности по обязательствам лица – имущественные права; совокупность имущественных прав и обязанностей, вещей (наследственная масса, имущество предприятия др.);
  • неимущественные отношения – общественные отношения, появляющиеся по поводу нематериальных благ, обладающие взаимной оценкой субъектами индивидуальных качеств личности (честь, достоинство, имя, авторство, деловая репутация, здоровье; экономическое содержание в них отсутствует);
  • корпоративные отношения – связаны с отношениями в корпоративных организациях, управления ими.

Имущественные отношения появляются в процессе производства, распределения, потребления и обмена материальных благ. Традиционно выделяют обязательственные и вещные имущественные отношения.

Законодатель среди всех имущественных отношений особо указывает на предпринимательские отношения, для которых характерны: направленность на систематическое и регулярное получение прибыли; необходимость государственной регистрации субъектов в качестве индивидуальных предпринимателей (юридических лиц); рискованность и самостоятельность действий субъектов.

Всю систему российского права образуют следующие группы права, тесно взаимосвязанные с гражданским правом: государственно-правовые (административное, конституционное, финансовое право); гражданско-правовые (трудовое, семейное, земельное право и гражданский процесс); уголовно-правовые (криминалистика, уголовный процесс, уголовное право).

Методы и принципы гражданского права

Метод правового регулирования – это комплекс способов, средств, приемов воздействия права на отношения в обществе. Данный метод характеризуется определенными признаками, наличие которых требуется в совокупности: автономия воли субъектов отношений, равенство всех участников, имущественная самостоятельность сторон.

Определение 2

Методы гражданского права – это способы регулирования социальных отношений отраслью гражданского права, особая система специфических приемов, способствующих установлению определенных правил поведения субъектов общественных отношений.

Метод гражданского права обуславливает:

  • равенство субъектов гражданских и правовых отношений;
  • имущественная самостоятельность, автономия и независимость воли лиц-участников гражданских и правовых отношений;
  • защита гражданских правоотношений восстановительного характера;
  • гражданско-правовая ответственность компенсационного характера.

Метод гражданского права – это диспозитивный метод, в нем исключены отношения субординации и властное воздействие. Стороны правоотношений могут изменить большую часть норм гражданского законодательства своей волей.

Принципы гражданского права представляют собой главные идеи данной отрасли права, а именно: равенство режима правового регулирования для всех участников гражданского права; недопустимость вмешательства в личные, частные дела; свобода договора; неприкосновенность собственности; защита права нарушенных прав и беспрепятственное осуществление прав.

Основными началами гражданского права выступают общие принципы, определяющие главное содержание гражданского и правового регулирования, отраслевую специфику и практику применения норм гражданского права.

Основные начала законодательства в сфере гражданского права выражаются в следующем: являются основным критерием при рассмотрении и толковании норм гражданского права; выступают приоритетной линией при формировании и совершенствовании гражданского законодательства; являются важнейшей основой применения гражданского права (например, применение по аналогии).

Законодательно принципы гражданского права прописаны в ст. 1 Гражданского кодекса, то есть могут применяться непосредственно.

Принципы гражданского права:

  • дозволительной направленности гражданского и правового регулирования;
  • равенства для всех участников гражданского права правового режима;
  • недопустимости вмешательства в личные и частные дела;
  • неприкосновенности собственности;
  • свободы договора;
  • свободного перемещения финансовых средств, товаров и услуг на всей территории РФ;
  • принцип добросовестности.

Задачи и функции гражданского права

Замечание 1

Функции отрасли гражданского права – это задачи, выполняемые правом в обществе.

Основные функции права гражданского законодательства:

  • охранительная;
  • регулятивная;
  • преобразующая личные неимущественные и имущественные отношения в обществе.

Систему гражданского права образует единство взаимосвязанных институтов и подотраслей, входящих в эту систему. Правовой институт представляет собой комплекс норм, регулирующих самостоятельную группу правоотношений. Подотрасль гражданского права – это совокупность нескольких институтов, обладающих собственными предметом и методом регулирования.

В гражданском праве выделяют общую и особенную части. Нормы, входящие в общую часть, играют первостепенную роль для всех подотраслей, включенных в особенную часть.

Систему гражданского права образуют: общая часть (введение в гражданское право) – метод, понятие отрасли, предмет, принципы, источники, система; особенная часть – обязательственное, наследственное, вещное право, правовое регулирование творческой деятельности.

Понятие, предмет и метод конституционного права россии как главные элементы отрасли права

Метод и предмет права

Юридическая консультация > Гражданское право > Понятие, предмет и метод конституционного права России

Понятие, предмет и метод конституционного права – это важные элементы отрасли, отражающие ее сущность. Данная отрасль является главной среди остальных ветвей права. Она основана на главенствующем нормативном правовом акте – Конституции России. Здесь есть специфические особенности и понятийный аппарат.

Система конституционного (государственного) права России

Данная отрасль права является главной, ведущей, на которую обязаны опираться иные правовые отрасли Российской Федерации. Ее нормы касаются таких понятий, как государственное устройство, права и свободы граждан, их интересы, процесс формирования государственных органов власти (законодательных, исполнительных, судебных).

Единым источником является Конституция РФ, а также конституции и уставы субъектов РФ. Они содержат базовые, основополагающие принципы регулирования в стране.

Предмет

Предмет дает возможность понять, осознать специфику регулирования отрасли. Это сущность, содержащая общее понятие, отличительные характеристики. Он охватывает 2 общественные сферы:

  1. Отношения между государством, обществом (человеком).
  2. Отношения между государством, иными государствами, государственными органами.

Первое подразумевает осознание основных возможностей, свобод человека в рамках закона. Они не могут иметь абсолютный характер.

Возможности, свободы должны подчиняться единому строю. Они предполагают отсутствие вмешательства в личную жизнь граждан, общественную жизнь при условии соблюдения правил, требований законодательной базы.

Второе подразумевает поддержание мира, порядка в стране. Также создание специальной системы по утверждению, наделению полномочиями государственных органов власти.

Предмет заключается в базовом, основном регулировании. Оно охватывает каждую область жизнедеятельности граждан.

Источники

Данные акты содержат регламентирующие определения различных правоотношений. В широком же понимании источник представляет собой совокупность документов, принципиальных положений, влияющих на деятельность страны, общества.

Они воспитывают правосознание, мораль, нравственность. В узком понимании источник представляет собой совокупность официальных документов, которые устанавливают правила, санкционируют их.

У источников существует деление на виды в соответствии с установленной иерархией документов:

  1. Международные акты (соглашения, договоры, конвенции, пакты).
  2. Конституции, уставы.
  3. Федеральные конституционные законы.
  4. Внутригосударственные договоры, соглашения.
  5. Федеральные законы.
  6. Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, решения и постановления главных судов РФ (Конституционного, Верховного).
  7. Локальные, судебные источники.

Это принятая соподчиненность, закрепленная законодательными нормами.

Цель и задачи государственного права

Целей здесь можно выделить несколько. Это реализация существующих интересов государства, гражданина в отдельности, общества в целом. Здесь также подразумевается разрешение конфликтов таких интересов, их обособленность, сглаживание по мере возможностей.

Также цели могут выражаться в консервации правовых отношений, в подталкивании развития моральных ценностей, культуры, стимулировании к переходу к новым отношениям. Подобные цели тесно связаны с идеями, идеологией. Это может быть идея консерватизма или абсолютизма, демократии, превращения в европейское государство.

Есть и технические, правовые цели, заключающиеся в установлении правопорядка, законности. В создании специальных законных рамок для них. Все они сходятся к урегулированию отношений (к примеру, захват власти, монополизм).

, важная задача заключается в установлении основных принципов общественно-политической сферы, тенденций развития, правовых институтов, в исследовании существующих проблем, поиске решений. Общей же задачей науки является исследование.

Оно может касаться государственного суверенитета, отношений между обществом, властными структурами, отдельными гражданами. Также выделяют задачу, касающуюся оценки существующего положения, накопленного опыта, сравнительного анализа на основе международного опыта.

Это осмысление правоприменительной практики, осознание реалий, поиск новых теоретических положений и концепций. Роль, сущность данной отрасли также раскрывается в функциях.

Среди множества их разновидностей можно выделить следующие:

  1. Политическая (регулирование деятельности властных структур и другое).
  2. Идеологическая (исследование проблем, поиск решений, новых положений и концепций).
  3. Прогностическая (анализ, оценка правоприменительной практики, накопленного опыта, составление прогноза на будущее).
  4. Коммуникативная (взаимоотношения со СМИ, предоставление обществу открытой, правдивой информации, статистических данных).
  5. Интегративная (внедрение новых технологий).
  6. Практико-прикладная (применение новых методов, способов, идей).

Это главные, важные функции в рамках государственного права. Они раскрывают суть правотворческой деятельности, правоприменительной деятельности. Именно подобное функциональное разделение помогает реализовывать конституционные (государственные) начала.

Методы государственного права

Единого метода регулирования здесь не существует. Используются несколько общепринятых методов. Это императивный, диспозитивный.

Первый является методом обязывания и запрещения. Это сразу видно в тексте статьи. К примеру, в статье 58 конституции РФ говорится об обязанности по сохранению окружающей среды. Такое требование относится ко всем категориям граждан, властным структурам.

Подобных статей очень много. Обязывающие же нормы содержат призыв совершить определенные действия. Такие действия регулируются законом. Требование подразумевает юридическую ответственность (санкции) за их несоблюдение.

Второй является методом дозволения. Отсюда появляется некий выбор – использовать норму или не использовать.

Система, институт права

Любая система представляет собой совокупность отличительных особенностей, состава. Здесь подразумевается выражение согласованности, единства всех действующих конституционных норм. Такая система носит обособленный от других характер.

Ее основным, внутренним элементом является институт. Их может быть несколько (основы конституционного строя, основы правового статуса гражданина РФ, институт государственного устройства, государственной власти и местного самоуправления).

Иные взаимосвязанные нормы данной отрасли образуют другие институты. Все они исследуют, содержат однородные отношения. Их специфика основывается на Конституции Российской Федерации.

Институты делятся на унитарные, комплексные, подотраслевые, федерального значения. Все они различаются по своему объему.

Конституционно-правовые нормы и конституционно-правовая ответственность

Специальные правила, содержащиеся в Конституции РФ, иных законах и подзаконных актах называются конституционно-правовыми нормами. У них есть своя специфика и особенности.

Специфика выражается в:

  1. Самое большое их количество находится в конституциях, уставах, иных актах государства и его субъектов.
  2. В них содержится закрепление духовного, культурного, политического, социально-экономического устройства общества.

Понятие, предмет и метод конституционного права РФ — Студопедия

Как отрасль:

КП РФ занимает центральное место в системе отраслей права РФ. Нормы КП предопределяют содержание правовых норм других отраслей права, которые не могут противоречить конституционным. Зависимость иных отраслей права от норм КП подтверждается тем, что принятие новой Конституции обычно ведет к смене всего законодательства.

Ранее КП РФ называлось «государственное право». С развалом СССР образовалось КП России.

Например, принятие Конституции РСФСР 1918 г., СССР 1924 г., РСФСР 1925 г. привело к принятию кодексов во всех отраслях права и законов. Принятие КРФ 1993г. вновь привело к смене законодательства страны.

КП — система внутренне согласованных юридических норм (правил особого рода, обеспечиваемых гос.принуждением), регулирующих определенную сферу общ.отношений.

Внутренняя согласованность этих норм иногда нарушается, некоторая рассогласованность возникает в российском КП по объективным (в силу движения самой жизни) и субъективным причинам ( некоторые положения законов субъекта не соотв-ют ФЗ), но она устраняется принятием нового законодательства, поправок к нему, решениями КС РФ – органа конституционного контроля.

Несоглассованности по принципиальным вопросам недопустима: в этом случае право может опровергать само себя. Как отрасль российское КП включает нормы федеральной Конституции и ФЗ, относящихся к предмету КП, а также соответствующие нормы конституций, уставов и иных конституционных актов субъектов РФ.

  • Понятие, предмет и метод конституционного права РФ.
  • Конституционное право представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, которые определяют организационное и функциональное единство общества, основы конституционного строя РФ, основы правового статуса личности, федеративное устройство, систему государственной власти и местного самоуправления.
  • — основы конституционного устройства (строя)
  • — права и свободы человека и гражданина
  • — федеративное устройство
  • — организацию (систему) органов гос. вл-ти и органов местного самоуправления
  • ПРЕДМЕТ – это общественные отношения, регулируемые нормами отрасли права.
  • Особенность предмета КП:
  1. Включает отношения, складывающиеся во всех сферах жизни общества: политической, экономической, социальной, духовной.
  2. НО! к предмету относятся только те отношения, которые можно назвать базовыми, основополагающими в каждой из областей жизни. Это отношения, связанные с организацией и функционированием общества и с механизмом, посредством которого осуществляется управление всеми сферами жизнедеятельности общества, поддерживающими его целостность.

Методы КП:

  1. 1) ИМПЕРАТИВНЫЕ – предписывающие поступать только определенным образом (представление лица на должность Ген.прокурора осуществляется только Президентом РФ);
  2. 1) УПРАВОМОЧЕНИЯ (наделение органов гос-ва определенными полномочиями для выполнения их задач);
  3. 2) СУБОРДИНАЦИИ (подчинение ряда «силовых» министров непосредственно Президенту);
  4. 3) ОБЯЗЫВАНИЯ (Правительство РФ обязано подать в отставку при вынесении ГД двух вотумов недоверия в течение 3-х месяцев);
  5. 4) ЗАПРЕЩЕНИЯ (запрет несанкционированных массовых политических демонстраций);
  6. 5) ДИСПОЗИТИВНЫЙ метод – выбор поведения на усмотрение субъекта (Президент может принять отставку Правительства, а может и не принимать);
  7. 6) КООРДИНАЦИЯ, СОГЛАСОВАНИЕ – не основные (согласительные процедуры, осуществляемые Президентом при разрешении спора м/у субъектами);
  8. 7) РЕПРЕССИВНЫЕ – используются в исключительных случаях (во время объявления ЧП высылка лиц, подстрекающих к общественным беспорядкам, в другие районы страны).
  9. Система КПРФ:
  10. Система – это совокупность взаимосвязанных норм права, объединённых в институты (субинституты) и подотрасли.
  11. Особенности:

1) В системе КП сложно выделить материальное КП и КП процесс. Процессуальные нормы регулируют процедуру избирательного процесса, проведение референдума, процедуры отрешения от должности Президента, глав субъектов или роспуска представительного органа власти.

2)В системе КП сложно выделить общую и особенную части. В систему непосредственно включают составляющие её подотрасли и институты.

  • Общие положения. Институты:
  • — КРФ и её свойства;
  • — основы конституционного строя;
  • — основы конституционно-правового статуса личности (в том числе институт гражданства в РФ).
  • Конституционная система власти. Подотрасли и институты:
  • — федеративное устройство;
  • — избирательная система (избирательное право и избирательный процесс);
  • — институт президенства;
  • — законодательная власть;
  • — исполнительная власть;
  • — судебная власть;
  • — государственная власть в субъектах;
  • — местное самоуправление;
  • — порядок внесения поправок и пересмотр КРФ.

Метод и предмет права

Метод и предмет права

Диспозитивный метод предоставляет возможность самим участникам правоотношений самостоятельно определять свое поведение в рамках правовых предписаний. При этом стороны выступают в качестве равных субъектов, добровольно принимают на себя обязательства по отношению друг к другу. Иначе говоря, лица вправе совершать любые действия, прямо не запрещенные законом.

Общественные отношения, подвергаясь правовому регулированию, не теряют своих свойств, т.е. они остаются социальными, духовными, экономическими, политическими и т.д. Правовому регулированию подвергаются только те общественные отношения, в которых есть волевой, сознательный элемент. Это означает, что общественные отношения в той или иной мере должны зависеть от воли людей.

Чем меньше отношение от этого зависит, тем меньше возможностей его урегулировать. Например, экономические отношения, связанные со спросом и предложением, установлением стоимости товара, объективны и мало зависят от воли конкретных лиц.

Поэтому попытки «отменить» такие отношения приводят к тому, что они все равно существуют, развиваются по своим законам, как это показал советский период истории нашей страны.

Метод и предмет конституционного права

Подведем итоги.

Рассматриваемые юридические нормы применяются ко всем разновидностям общественных отношений, которые формируются по факту принадлежности государственного правления, или же по способам и формам его реализации и организации.

Предмет конституционного права предполагает установление определенного государственного режима. Что же касается духовной сферы, то рассматриваемые юридические нормы закрепляют идеологический плюрализм.

  1. Императивный. По-другому его можно назвать методом властных предписаний. В его основе лежат различные способы принуждения. В частности, это обязанности, штрафы, запреты. Рассматриваемый метод предписывает гражданину поступать строго установленным образом, и никак иначе. Стоит заметить, что данный способ регулирования является преобладающим.
  2. Диспозитивный. В основе этого метода лежит равноправие сторон. Базируется он на согласиях позиций субъектов, координации, дозволениях. При диспозитивном методе человек может сам выбирать образец своего поведения. К примеру, каждому гражданину РФ предоставлены закрепленные в законах права и свободы. Пользоваться ими или нет, дело личное.

Совокупно эти отношения именуются гражданскими правоотношениями.

Круг этих отношений чрезвычайно широк, поэтому важность гражданского права заключается еще и в том, что абсолютное большинство граждан постоянно участвует в тех или иных гражданских правоотношениях.

Термин «гражданское право» происходит от римского jus civile — право граждан, регулировавшего имущественные и иные частные отношения с участием римских граждан (cives).

Гражданское право является одной из важнейших составных частей любой правовой системы и наиболее разработанной, системообразующей отраслью частного права. Как известно, право как отрасль образуют нормы, регулирующие соответствующие (отраслевые) общественные отношения.

Нормы гражданского права регулируют отношения, складывающиеся между гражданами, организациями и государством по поводу различных материальных благ (имущества, работ, услуг, прав на результаты интеллектуальной деятельности), а также отношения по защите нематериальных благ (жизни и здоровья, чести и достоинства и т. д.).

Рекомендуем прочесть:  Анкета для регистрации ип

Понятие, предмет, метод и система гражданского права

Имущественные отношения – это отношения по поводу имущества, то есть материальных предметов и других экономических ценностей, связанные с их принадлежностью конкретным лицам или с их переходом от одних лиц к другим. Предмет имущественных отношений выражается в денежной форме и имеет возмездный характер.

· Принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела, означающий, что органы государственной власти и местного самоуправления, а также иные лица не вправе вмешиваться в частные дела субъектов гражданского права, если они осуществляют свою деятельность в соответствии с требованиями законодательства. Органы государственной власти и местного самоуправления не вправе указывать гражданам и юридическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, какие товары (работы, услуги) им производить, на каких условиях и по каким ценам их реализовывать.

Предмет и метод права СО

Предмет права СО не является однородным, в него водят различные группы материальных правоотношений – это означает, что нет единого правоотношения по социальному обеспечению, в рамках которого можно было бы реализовать право на соц-ое обеспечение в полном объёме.

Отраслеобразующие факторы (не единственные конечно, если подходить к этим вопросам с позиций теории гос-ва и практики: преподаватель считает, что надо добавлять функции; массив законодательства; довольно высокая степень кодифицированности; общественная потребность в самост-ом регул-ии той или иной отрасли).

Сравнительный метод сопоставляет один социальный объект с другими с целью выявления их сходства или различия. Сравнение может проводиться на различных уровнях. Так, например, для правоведения важно установить взаимосвязь таких понятий, как государство и право.

1) право как социально-политическое явление и совокупность общеобязательных, формально определенных правил поведения, установленных государством, выражающих необходимое соотношение общественных и личных интересов, определяющих виды возможного и должного поведения субъектов правоотношений;

Понятие системы права

Таким образом, система права представляет собой сложное, полиструктурное динамическое образование, в котором четко выделяются четыре ступени: 1) структура отдельного нормативного предписания; 2) структура правового института; 3) структура правовой отрасли; 4) структура права в целом.

Все эти уровни субординированы, логически и функционально предполагают друг друга. Вместе взятые они образуют достаточно сложную конструкцию Материальное и процессуальное право. В правовой науке все юридические нормы подразделяются на материальные и процессуальные.

Первые — регулируют реально складывающиеся между людьми и их объединениями отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом, его куплей-продажей, формами собственности, трудовой и политической деятельностью, государственным управлением, реализацией субъектами прав и обязанностей, вступлением в брак и т.д.

Рекомендуем прочесть:  Подоходный В 2020 Если Квартира Была Куплена

Словом, одного материального ориентира недостаточно: если руководствоваться только им, то трудно было бы разграничить смежные отрасли и институты. Тем более что в праве не существует абсолютно независимых отраслей, так как они — части единой системы. Если бы основанием для деления права служил только предмет, то отраслей оказалось бы слишком много.

Метод правового регулирования — определенные приемы, способы, средства воздействия права на общественные отношения; это набор юридического инструментария, посредством которого государственная власть оказывает необходимое воздействие на волевые общественные отношения в целях придания им желательного развития.

В общее понятие метода правового регулирования (как собирательной категории) входят следующие компоненты, дающие представление о том, каким образом государство с помощью права воздействует на происходящие социальные процессы:

    • установление границ регулируемых отношений (что зависит от ряда объективных и субъективных факторов — особенности этих отношений, экономические и иные потребности, государственная заинтересованность и др.);
    • издание соответствующих нормативных актов , предусматривающих права и обязанности субъектов, предписания о должном и возможном их поведении;
    • наделение правоспособностью и дееспособностью участников общественных отношений (граждан и юридических лиц), позволяющих им вступать в разнообразные правоотношения;
    • определение мер ответственности (принуждения) на случай нарушения этих установлений.

4) поощрительный метод представляет собой метод вознаграждения за определенное поведение, он стимулирует социально полезное, активное поведение.

Способы правового регулирования обусловливаются характером предписаний, которые зафиксированы в нормах права: управомочивающих, обязывающих или запрещающих.

Дозволение является возможностью альтернативного поведения, связывание побуждает к активному поведению, а запрет предполагает воздержание от определенных действий, т. е. пассивность, предусмотренную законом.

Ведомственные акты, которые содержат нормы права, свободы и законные интересы граждан, гарантии их осуществления, затрагивающие права, устанавливающие вновь или изменяющие механизм реализации этих прав (или носящие межведомственный характер), подлежат обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции.

Предмет правового регулирования – это сфера качественно однородных общественных отношений, регулируемых определенной отраслью права. Это основной критерий, поскольку общественные отношения объективно существуют, их определенный характер требует и соответствующих правовых форм. Например, трудовые отношения являются предметом регулирования трудового права.

Система права

Императивный и диапозитивный методы, используемые главным образом в уголовном и гражданском праве (соответственно). В разной степени они присущи и другим отраслям.

Ведь всякая правовая норма – это властное предписание, веление государства; в то же время она даст субъектам известную альтернативную возможность выбора вариантов поведения в рамках закона.

Указанные методы в какой-то мере носят универсальный характер.

В России принят новый Гражданский кодекс, который является «второй конституцией» – экономической. Кодекс сориентирован на рыночные отношения, равенство всех форм собственности, отражает идеи гражданского общества. Государство сознательно ограничивает свое «присутствие» в сфере хозяйственных отношений, оно устанавливает лишь общие основы свободной конкурентной экономики.

День юриста
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: