надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия

Содержание
  1. Прокурорский надзор на стадии предварительного расследования
  2. Вопросы, рассматриваемые на стадии предварительного расследования
  3. Полномочия прокурора на стадии предварительного расследования
  4. надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия
  5. Глава 2
  6. Прокурорский надзор
  7. Предмет надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия и полномочия прокурора
  8. Прокурорский надзор за исполнением законов органами предварительного расследования
  9. Тема 8
  10. Надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия
  11. Надзор прокурора за деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия
  12. Будь умным
  13. Функции прокурорского надзора прокурора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия
  14. Полномочия прокурора по надзору за законностью процессуальной деятельности органов дознания и органов предварительного следствия
  15. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 26 января 2020 г
  16. Надзор за законностью в деятельности органов дознания и предварительного следствия
  17. Предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия
  18. Установленный порядок разрешения заявлений и со­общений о совершенных и готовящихся преступлениях
  19. Прокурорский надзор за соблюдением порядка предва­рительного расследования
  20. Задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия
  21. Прокурорский надзор в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования
  22. Сущность надзора, исходящего от прокурора
  23. Предмет надзора прокурора
  24. Субъекты прокурорского надзора
  25. Полномочия, предусмотренные для прокуроров
  26. Права прокурора при ведении надзора на этапе возбуждения уголовного дела
  27. Действия прокурора в случае распространения информации о преступлении в СМИ
  28. Действия прокурора в случае дел частно-публичного характера
  29. Действия прокурора в случае отказа открывать уголовное дело

Прокурорский надзор на стадии предварительного расследования

надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия

В ходе предварительного расследования должны соблюдаться права гражданина, личности, общества и государства. Это закреплено в Федеральном законе «О прокуратуре…», Конституции РФ, УПК РФ. В этих документах закреплены положения о том, что человек, а также его права и свободы – это высшая ценность; соблюдение прав и свобод, их защита и признание являются обязанностью государства.

Определение 1

Прокуратура РФ – это централизованная федеральная система органов, которая осуществляет надзор за соблюдением Конституции (от имени государства) и исполнением законов.

Прокуратура РФ в целях укрепления законности, обеспечения верховенства закона, защиты прав и свобод гражданина и человека, защиты охраняемых законодательством интересов государства и общества реализует, совместно с другими направлениями, надзор за исполнением законов органами, которые осуществляют оперативную и розыскную деятельность, предварительное следствие и дознание.

При реализации прокурорского надзора должны учитываться следующие предписания Конституции:

  • действия и решения должностных лиц и органов государственной власти могут быть обжалованы в судебном порядке (ст. 46);
  • заключенный под стражу задержанный, обвиняемый в совершении преступления может воспользоваться помощью защитника – адвоката с момента задержания, предъявления обвинения или заключения под стражу (ст. 48);
  • в обязанности обвиняемого не входит доказательство собственной невиновности, все неустранимые сомнения в виновности должны быть истолкованы в пользу обвиняемого (ст. 49);
  • правосудие не допускает использование доказательств, которые были получены с нарушением закона (ст. 50);
  • гражданин имеет право не свидетельствовать против себя, близких родственников, своего супруга, а также лиц, круг которых определяет федеральный закон (ст. 51);
  • права лиц, потерпевших от злоупотреблений и преступлений органов власти, охраняются законом; обязанность государства – обеспечить доступ к правосудию и возместить компенсацию причиненного ущерба (ст. 52).

Уголовно-процессуальные законы определяют порядок обеспечения законности при осуществлении процессуальных и следственных действий, порядок производства по уголовным делам, соблюдение уголовно-процессуальной формы, регламентирует защиту лиц, круг которых определен Конституцией РФ, законных интересов и прав личности, гражданина, общества и государства.

Вопросы, рассматриваемые на стадии предварительного расследования

Прокурорский надзор на стадии предварительного расследования особое внимание уделяет вопросам:

  • наличия оснований для привлечения лица как обвиняемого к уголовной ответственности, порядка предъявления обвинения и допроса, соблюдения прав всех участников процесса;
  • соблюдения положений, порядка и правил сбора доказательств;
  • соответствия компетенции должностных лиц, проводящих предварительное расследование;
  • соблюдения формы, порядка производства процессуальных документов;
  • соблюдения порядка оформления процессуальных документов;
  • соблюдения подследственности;
  • наличия основания проведения процессуальных и следственных действий;
  • применения мер пресечения и уголовно-процессуального принуждения;
  • соблюдения положений получения разрешения суда и порядка его оформления;
  • строгого соблюдения условий и оснований приостановления и / или возобновления расследования, порядка оформления данного этапа расследования;
  • принятия решения о прекращении уголовного дела или преследования.

В прокурорском надзоре особого внимания требует принятие решений по делам, касающихся несовершеннолетних и лиц, которые совершили противоправные деяния, а также лиц, страдающих физическими или психическими недостатками и лишенных возможности отстаивать свои права самостоятельно.

Замечание 1

Осуществление и организацию прокурорского надзора за деятельностью органов предварительного расследования регулируют нормативные акты, а именно, указы и приказы Генерального прокурора страны, на которые опираются и которыми руководствуются все прокуроры.

Полномочия прокурора на стадии предварительного расследования

Прокурорский надзор за работой органов предварительного расследования и их законностью осуществляется вне зависимости от того, к кому из ведомств они принадлежат. Прокурорский надзор представляет собой единую процессуальную форму, проявляется в контролирующих действиях за точным исполнением законов органами предварительного расследования и следствия.

В случаях выявления нарушения законов и норм права дознавателем (органом дознания), прокурор, осуществляющий надзор, должен лично вмешаться в процесс предварительного расследования, исправит все допущенные ошибки и отменить незаконное решение.

При осуществлении прокурорского надзора на стадии предварительного расследования прокурор обладает следующими полномочиями (ст. 37 УПК):

  • указание направления расследования, предоставление информации об избрании, отмене или изменении квалификации преступления, меры пресечения, производстве определенных следственных действий, о розыскных мероприятиях в отношении лиц, совершивших те или иные преступления, а также иных процессуальных действиях;
  • предоставление дознавателю согласия на возбуждение ходатайства об избрании, изменении или отмене меры пресечении перед судом, о производстве нового процессуального действия, допустимого на основании судебного решения;
  • отмена необоснованных и незаконных постановлений дознавателя или нижестоящего прокурора;
  • разрешение самоотвода или отводов дознавателя;
  • если дознавателем были допущены значительные нарушения закона, отстранение его от производства предварительного расследования;
  • направление рассматриваемого дела от органа расследования другому по подследственности;
  • изъятие у любого органа предварительного расследования уголовного дела и его передача в Следственный комитет РФ;
  • возвращение дела следователю, дознавателю с письменными указаниями об изменении обвинения или его объемов, о дополнительном расследовании, об изменении обвинительного акта или заключения, о переквалификации действий обвиняемого;
  • утверждение постановления о прекращении производства по уголовному делу, а также обвинительного акта и заключения;
  • требование от следственных органов и органов дознания устранения всех нарушения федерального законодательства, которые были допущены в ходе предварительного расследования.

надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия

надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия

Таким образом, прокурорский надзор за соблюдением законности в данном случае решает две задачи.

С одной стороны, он служит средством обеспечения верховенства Конституции и защиты прав и свобод граждан, а с другой – осуществляет надзор за правильным соблюдением закона, позволяет эффективно проводить уголовное преследование, так как в случае нарушения предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством правил проведения следственных действий полученные сведения не будут иметь доказательственного значения.

Глава 2

Прокурорской надзор в досудебных стадиях уголовного судопроизводства – это осуществляемая от имени государства деятельность прокурора по проверке соблюдения органами дознания и предварительного следствия Конституции Российской Федерации и исполнения действующих на территории Российской Федерации законов при выявлении и расследовании преступлений; принятию мер к предупреждению, выявлению и пресечению совершаемых ими нарушений законов, а также причин этих нарушений и условий, им способствующих; восстановлению нарушенных прав участников уголовного судопроизводства; привлечению виновных должностных лиц органов предварительного расследования к установленной законом ответственности.

Прокурорский надзор

При поступлении к прокурору копии постановлений о прекращении уголовного дела (уголовного преследования), постановлений о приостановлении производства по делу, а также соответствующих статистических карточек он должен осуществлять сверку содержащихся в них сведений с данными, фиксируемыми в книгах учета. При этом особое внимание должен обращать на невнесение в статистический учет информации о возобновлении производства по уголовным делам после отмены указанных процессуальных решений.

Предмет надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия и полномочия прокурора

3) разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы.

Своевременная проверка уголовного дела, находящегося в производстве следователя или дознавателя, позволяет выявить, допускались ли ими какие-либо нарушения прав участников процесса, насколько органами предварительного расследования выполняются их процессуальные обязанности. Проверка дел, находящихся в производстве, позволяет выявить, например, случаи, когда по уголовным делам следственные действия длительное время не проводятся.

Прокурорский надзор за исполнением законов органами предварительного расследования

Положения перечисленных норм не являются конкурирующими, и между ними нет какой-либо иерархии.

Считать лицо изобличённым в совершении преступления можно только тогда, когда установлены все обстоятельства предмета доказывания по инкриминируемому ему деянию, получившему правильную уголовно-правовую оценку, а также обеспечено соблюдение процессуальных прав этого лица.

Последовательное выяснение вопроса о решении органами предварительного расследования этих задач составляет элемент методики прокурорского надзора в досудебном производстве по уголовному делу.

Тема 8

При утверждении обвинительного акта прокурор изучает соответствие выводов органов предварительного расследования фактическим обстоятельствам дела, соблюдение уголовно-процессуальных норм при выполнении следственных действий, соответствие составленных в ходе расследования документов требованиям УПК.

Надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия

Предметом рассматриваемой подотрасли прокурорского надзора являются: соблюдение прав и свобод человека и гражданина при проведении ОРД, соблюдение установленного порядка выполнения ОРМ, законность решений, принимаемых органами, осуществляющими ОРД, в том числе о заведении и прекращении дел оперативного учета (далее — ДОУ), о проведении и прекращении конкретных ОРМ, об использовании результатов ОРД, о рассекречивании сведений, полученных при проведении ОРМ, о мерах правовой защиты сотрудников оперативно-розыскных подразделений и лиц, оказывающих или оказывавших содействие органам, осуществляющим ОРД.

Надзор прокурора за деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия

По требованию реабилитированного, а в случае его смерти — его близких родственников или родственников, суд прокурор, следователь, дознаватель, обязаны в срок не позднее 14 суток направить письменные сообщения о принятых решениях, оправдывающих гражданина, по месту его работы, учебы или месту жительства.

Будь умным

На этапе расследования УД назначается судебно-психиатрическая экспертиза . Если в результате проведения экспертизы будет установлено, что гражданин был невменяемым и страдает душевным заболеванием, то он освобождается от уголовной ответственности до излечения.

Функции прокурорского надзора прокурора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия

Согласно ч. 1 ст. 412 УПК внесение повторных надзорных жалоб или представлений в суд надзорной инстанции, оставивший их без удовлетворения, не допускается. Это, однако, не исключает внесения таких жалоб и представлений в вышестоящую надзорную инстанцию.

В приказе Генерального прокурора РФ прокурорам предлагается в случае необоснованного отклонения надзорного представления либо несогласия с решением, принятым по надзорной жалобе, стороны защиты ставить перед вышестоящим прокурором вопрос о внесении соответствующего надзорного представления в вышестоящий суд.

Полномочия прокурора по надзору за законностью процессуальной деятельности органов дознания и органов предварительного следствия

Сущность прокурорского надзора заключается в организации непрерывного надзора за законностью производства дознания и предварительного следствия, используя предоставленные законом полномочия, в том числе властно-распорядительного характера, чтобы ни одно произведенное действие или принятое решение органов дознания и предварительного следствия не расходилось с законом, что в свою очередь обеспечивает успешную реализацию назначения уголовного судопроизводства.

Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 26 января 2020 г

39.

В прокуратурах вести раздельно по ведомствам книгу учета копий постановлений и материалов об отказе в возбуждении уголовных дел (приложение № 1), книгу учета копий постановлений о возбуждении уголовных дел и материалов к ним (приложение № 2), книгу учета поступивших от органов дознания постановлений об удовлетворении ходатайства подозреваемого и о производстве дознания в сокращенной форме (приложение № 3), книгу учета поступивших ходатайств дознавателей об обжаловании постановлений прокурора о возвращении уголовного дела для производства дополнительного дознания либо пересоставления обвинительного акта (постановления), а также решений вышестоящего прокурора, принятых по результатам их рассмотрения (приложение № 4).

Надзор за законностью в деятельности органов дознания и предварительного следствия

Деятельность органов расследования детально регламентирова­на уголовно-процессуальным законодательством, в соответствии с которым прокурорский надзор должен способствовать обеспече­нию законности возбуждения уголовных дел, своевременному рас­крытию преступлений, их качественному расследованию в уста­новленные законом сроки и обоснованному привлечению граждан к уголовной ответственности. Надзор прокурора за расследовани­ем преступлений должен действовать постоянно на всех стадиях досудебного производства.

Предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия

надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия

Под прокурорским надзором за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия понимается урегулированная нормами права деятельность уполномоченных прокуроров в досудебных стадиях уголовного процесса, направленная на обеспечение законности при осуществлении уголовного преследования.

Согласно ст. 29 ФЗ “О прокуратуре РФ” предметом надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия является соблюдение

    1. прав и свобод человека и гражданина;
    2. установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях;
    3. установленного порядка выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также
    4. законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Предварительное рассле­дование существенно затрагивает права и интересы участ­ников уголовного судопроизводства, поскольку оно связанно с ограничением конституционных прав и свобод граждан.

В процессе расследования могут применяться меры процессуального принуждения (задержание подозре­ваемого, заключение под стражу, привод, временное отстра­нение от должности, наложение ареста на имущество и т.д.).

Указанные обстоятельства предопределяют сущность прокурорского надзора за исполнением законов в досудеб­ном производстве по уголовным делам:

  • прокурор обязан следить за тем, чтобы нормы закона, регулирующие процессуальную деятельность органов дозна­ния и органов предварительного следствия, не нарушались, а при обнаружении нарушений – немедленно принимались меры к их устранению, восстановлению нарушенных прав и свобод гражданина, предупреждению нарушений законов.

Рассматривая сущность прокурорского надзора за исполнением законов в досудебном производстве по уголов­ным делам следует также отметить, что прокурор не может произвольно вмешиваться в предварительное расследова­ние.

При осуществлении досудебного производства по уголов­ным делам необходимо соблюдать основания и процедуры ограничения прав и свобод человека и гражданина, предус­мотренные уголовно-процессуальным законодательством.

Например, ограничение права гражданина на тайну перепис­ки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений допускается только на основании судебного реше­ния (ч. 1 ст. 13 УПК РФ).

УПК РФ установлены дополни­тельные ограничения по осуществлению досудебного про­изводства в отношении отдельных категорий лиц.

Так, член Совета Федерации, депутат Государственной Думы, судья федерального суда, мировой судья, прокурор, Председатель Счетной палаты РФ, его заместитель и аудитор Счетной па­латы РФ, уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, задержанные по подозрению в совершении преступления, за исключением случаев задержания на мес­те преступления, должны быть освобождены немедленно после установления их личности.

Установленный порядок разрешения заявлений и со­общений о совершенных и готовящихся преступлениях

Является одним из элементов предмета прокурорско­го надзора. В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 37 в ходе досудеб­ного производства по уголовным делам прокурор уполномо­чен проверять исполнение требований закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях. Статья 145 УПК РФ предусматривает при­нятие решений по результатам рассмотрения сообщения о преступлении.

Сообщения о преступлениях могут быть выражены в различных формах:

    • устные и письменные заявления;
    • явки с по­винной, сделанные как в устном, так и в письменном виде;
    • сообщениях о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников.

Прокурор должен следить за тем, чтобы не было отка­зов в принятии сообщений о преступлениях. При проверке необходимо обращать внимание на порядок приема и регистрации сообщений.

Прокурорский надзор за соблюдением порядка предва­рительного расследования

Прокурорский надзор за соблюдением порядка предва­рительного расследования как в форме дознания, так и предварительного следствия служит одной из гарантий обеспечения прав и законных интересов участников уголов­ного судопроизводства (потерпевших, подозреваемых, об­виняемых, свидетелей и т.д.), неотвратимости ответственно­сти за совершенное преступление, защиты лиц, общества, государства от преступных посягательств.

Соблюдение предписанных законом процедур расследования способ­ствует обеспечению достижения истины, объективности оценки полученной информации, соблюдению конституци­онного принципа презумпции невиновности.

Порядок предварительного расследования преступлений подробно регламентирован уголовно-процессуальным зако­ном. При осуществлении надзора прокурор должен ориентироваться на следующие конституцион­ные нормы:

    • решения и действия органов государственной власти и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ст. 46);
    • каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента со­ответствующего задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения (ст. 48);
    • обвиняемый не обязан до­казывать свою невиновность, а неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого (ст. 49);
    • при осуществлении правосудия не допускается использова­ние доказательств, полученных с нарушением закона (ст. 50);
    • никто не обязан свидетельствовать против себя само­го, своего супруга и близких родственников, круг которых оп­ределяется федеральным законом (ст. 51);
    • права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняют­ся законом; государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба (ст. 52).

В уголовно-процессуальном законодательстве реализу­ются конституционные нормы путем регламентации не только общих требований, относящихся к стадии предвари­тельного расследования (неприкосновенность личности; не­прикосновенность жилища; охрана личной жизни и тайны переписки и т.д.), но и путем установления четкого порядка производства каждого следственного действия. При этом прокурору следует обращать внимание на следую­щие обстоятельства:

    1. компетенцию лица, осуществляющего процессуаль­ные действия (например, согласно ч. 2 ст. 41 УПК РФ не до­пускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия; в со­ответствии с п. 2 ч. 2 ст. 40 УПК РФ орган дознания по уго­ловным делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, может выполнить лишь неотлож­ные следственные действия);
    2. соответствие следственного и иного процессуального действия тому наименованию, который предусмотрен УПК РФ (осмотр, проверка показаний на месте, обыск, выемка и т.д.);
    3. наличие оснований для проведения следственного и иного процессуального действия (например, основанием производства обыска является наличие достаточных осно­ваний полагать, что в каком-либо месте или у какого-либо лица могут находиться орудия преступления, предметы, до­кументы и ценности, которые могут иметь значение для уго­ловного дела);
    4. наличие условий для проведения следственного и ино­го процессуального действия (например, контроль телефонных и иных переговоров подозреваемого, обвиняемого и других лиц допускается лишь при производстве по уголов­ным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях);
    5. соблюдение правил собирания доказательств (напри­мер, производство следственного действия в ночное время не допустимо, за исключением случаев, не терпящих отлага­тельства; в ходе следственного действия или непосредствен­но после его окончания должен быть составлен протокол следственного действия и т.д.).

Особого внимания прокурора заслуживают решения, влияющие на движение уголовного дела. Это относится, прежде всего, к законности и обоснованности решений

    1. о возбуждении уго­ловного дела,
    2. об отказе в возбуждении дела,
    3. о передаче сооб­щения по подследственности.

К наиболее важным решениям, принимаемым в процессе предварительного расследования и подлежащим тщательной проверке прокурором, относятся следующие (в основном, ограничивающие права и свободы человека и гражданина):

    • о задержании подозреваемого;
    • об избрании в отношении подозреваемых и обвиняемых меры пресечения;
    • о привлечении в качестве обви­няемого;
    • о приводе подозреваемого, обвиняемого, потерпев­шего, свидетеля;
    • о временном отстранении обвиняемого от должности;
    • о розыске обвиняемого;
    • о производстве выемки;
    • о производстве обыска;
    • о наложении ареста на имущество;
    • о на­значении экспертизы;
    • о приобщении к уголовному делу веще­ственных доказательств; о продлении срока следствия, содер­жания под стражей; о выделении уголовных дел и другие.

Прокурорской проверке подлежат и такие важные реше­ния, принимаемые на завершающем этапе предварительно­го расследования, как о приостановлении предварительного расследования, о прекращении уголовного преследования и уголовного дела.

Надзор за законностью решений, принимаемых в досудеб­ном производстве, включает исполнение требований закона при принятии всех следственных и иных процессуальных ре­шений, независимо о того, принимает ли следователь, орган дознания или дознаватель такие решения самостоятельно либо требуется получение судебного решения и (или) санк­ции прокурора.

Задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия

Прокурорский надзор за исполнением законов в досудебном производстве в общем случае решает две задачи:

    1. служит средством обеспечения верховенства Конституции и защиты прав и свобод граждан;
    2. осуществляет надзор за соблюдением закона, позволяет эффективно проводить уголовное преследование (так как в случае нарушения предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством правил проведения следственных действий полученные сведения не будут иметь доказательственного значения).

Задачи прокурорского надзора за исполнением законов в досудебном производстве могут быть определены с учетом целей прокуратуры и назначения уголовного судопроизвод­ства. К ним относятся:

    1. принятие мер, направленных на исполнение органами дознания и органами предварительного следствия требова­ний закона по защите прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений;
    2. принятие мер к обеспечению защиты личности от незаконного и необосно­ванного обвинения, ограничении ее прав и свобод;
    3. контроль исполнения требований закона при приеме, регистра­ции и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях;
    4. контроль соблюдения установленного законом порядка возбуж­дения уголовных дел;
    5. контроль соблюдения предусмотренных законом мер по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в со­вершении преступления;
    6. контроль соответствия требованиям закона решений, прини­маемых в процессе досудебного производства по уголовным делам;
    7. контроль соблюдения условий и порядка проведения след­ственных и иных процессуальных действий, а в предусмот­ренных законом случаях — оснований для их проведения;
    8. контроль соблюдения прав потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого и других участников уголовного судопроиз­водства.

Прокурорский надзор в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования

надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия

Процесс осуществления тщательного прокурорского надзора за тем, насколько точно приводятся в действие законодательные акты органами расследования, являет собой базовое содержание деятельности прокуратуры в досудебном производстве.

Как правило, прокурор выполняет роль надзирателя в механизме стабилизирования уголовных и процессуальных отношений в целях выявления и устранения нарушений, которые могли быть допущены следователем, либо дознавателем в ходе самого расследования уголовного дела.

Последний момент имеет место с целью абсолютной защиты прав всех тех, кто участвует в уголовном процессе, а также, в целях формирования целостной системы применения действующего законодательства.

Сущность надзора, исходящего от прокурора

Определение 1

Понятие прокурорского надзора на стадиях возбуждения уголовного дела, а также, предварительное расследование, заключается в том, что прокурор обязан обнаружить грубые нарушения со стороны граждан на этапах проверки заявлений о преступлении, производстве предварительного расследования, формулирования требований прокурора, которые направлены лично главному руководящему лицу органа следствия.

Данные формулирования гласят о срочной необходимости проработки нарушений федеральных законодательных актов, отмены самим прокурором неправомерных решений органа дознания и полного восстановления прав граждан.

Предмет надзора прокурора

Под предметом прокурорского надзора, обычно, подразумевают следующие пункты:

  • единообразное и абсолютное исполнение норм УПК, всех федеральных законов, ведомственных актов органов, которые отвечают за предварительное расследование по регистрации, детальному рассмотрению и разрешению моментов сообщений о преступлениях;
  • установление и разоблачение всех лиц, которые совершали преступление;
  • обеспечение системы прав и законных гражданских интересов, тех лиц, которые вовлечены в досудебное производство.

Субъекты прокурорского надзора

Субъекты, которые относятся к надзору прокура вмещают:

  • генерального прокурора Российской Федерации;
  • прокуроров, которые пребывают в прямом подчинении генерального прокурора РФ;
  • абсолютно всех заместителей вышеуказанных лиц;
  • другие должностные лица органов прокуратуры, которые участвуют в уголовном расследовании и имеют полномочия, указанные в законе о прокуратуре (и.31 ст.5 УПК).

Полномочия, предусмотренные для прокуроров

Юридическая литература предлагает рассматривать правовые формы прокурорского надзора как комплекс прав и полномочий прокуроров во время осуществления надзора за работой органов, которые отвечают за предварительное следствие и допрос.

Также, данное понятие подразумевает порядок и реализацию вышеуказанных форм.

Обычно, момент применения средств права надзора приводит к появлению уголовно-процессуальных отношений между прокурором и органами дознания, предварительного следствия и должностными лицами, которые имеют право участвовать в расследовании уголовного дела.

Определение 2

Под полномочиями подразумеваются закрепленные в законе права и обязанности прокурора.

Замечание 1

К слову, идентичным с понятием надзорного права прокурора, считают понятие рассмотрения руководителем следственного органа поступившие от прокурора требование устранить нарушение федерального закона. Если речь идет об органе дознания, либо о начальнике самого подразделения дознания, здесь вступает в роль понятие исполнения письменного указания прокурора.

Нужна помощь преподавателя? Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Права прокурора при ведении надзора на этапе возбуждения уголовного дела

Учитывая условия, которые описывает часть 2 статьи 21 УПК, в момент, когда признаки преступления стают абсолютно явными, следователь, орган дознания и сам дознаватель должны строго соблюдать правила по предусмотрения мер, устанавливающих события и абсолютное изобличение виновного в содеянном.

Замечание 2

Опираясь на п.1 ч.2 ст.37 УПК прокурор полноправно может проверять как исполняется федеральный закон при приеме, регистрации и разрешении сообщений о содеянных преступлений.

В случае, когда преступление было обнаружено самим прокурором, он обязан внести изменения в вопросах о переходе материальной базы, которая касается подследственности, в орган дознания, либо в орган первоначального следствия. Основательная передача всех материалов прокурорской проверки делается на основании конкретного постановления прокурора.

Действия прокурора в случае распространения информации о преступлении в СМИ

Именно по поручению прокурора специальный орган дознания проверяет сообщение о преступлении, которое попало в средства массовой информации. В таком случае, редакция обязана передать органу дознания по требованию прокурора документы и материалы, которые подтверждают факт сообщения о преступлении, а также данные о лицах, которые эту информацию предоставили.

Замечание 3

Только случаи, когда лицо поставило условие неразглашения данной информации, предполагают отказ в предоставлении даных. Если проводятся документальные проверки, либо ревизии при проверке сообщений о преступлении, прокурор имеет право продлить срок проверки до 30 дней (ч.3 ст. 223 УПК)

Когда первоначальная проверка завершена, орган дознания, дознаватель, руководитель следственного органа, а также следователь, вправе возбудить уголовное дело (ч. 1 ст.146 УПК). Идентичная версия постановления должна быть направлена прокурору. В таком случае, согласие прокурора на первоначальное возбуждение уголовного дела вовсе не требуется.

В вышеуказанном моменте, исключение составляют случаи, когда дела уголовного характера возбуждаются главой подразделения дознания, либо лицом, которое проводит допрос, когда человек находится в психическом состоянии при котором защита своих прав является невозможной. Тут уголовное дело возбуждается начальником подразделения дознания или дознавателем по согласию прокурора.

Действия прокурора в случае дел частно-публичного характера

Дознание не проводится по делам, которые напрямую касаются частно-публичного обвинения. Дела такого сегмента, как правило, относятся к деятельности следователя Следственного комитета РФ.

Замечание 4

Предусматриваются случаи, когда лицо находится в состоянии, которое предполагает невозможность защищать свои права и интересы, орган дознания вправе возбудить уголовное дело и провести следственные действия, которые не терпят отложения. Закон не требует согласия прокурора на возбуждения уголовного дела частно-публичного характера начальником определенного органа дознания.

Действия прокурора в случае отказа открывать уголовное дело

Когда имеет место категоричное нежелание заводить уголовное дело, копия документа, в котором помещено постановление следователя или дознавателя должна быть доставлена прокурору в течении суток с момента его фиксирования.

После признания незаконным следовательского постановления, либо постановления руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела, в обязанности прокурора входит внесение правок в соответствующее постановление. Последнее вместе со всеми материалами проверки отсылается главному руководящему лицу органа следствия для последующего решения вопроса об отмене незаконного постановления, которое вынес следователь.

Замечание 5

К слову, незаконное постановление, которое создал орган дознания, об отказе возбуждать уголовное дело, подлежит самостоятельной отмене прокурором. Вынесенное прокурором постановление, а также все материалы предварительной проверки, в обязательном порядке, направляются начальнику органа подразделения для подальшего строго исполнения.

Не получается написать работу самому?

Доверь это кандидату наук!

День юриста
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: