защита экологических прав в административном порядке и судах общей юрисдикции

Содержание
  1. защита экологических прав в административном порядке и судах общей юрисдикции
  2. Экологические права граждан РФ
  3. Защита экологических прав в административном порядке и судах общей юрисдикции
  4. Административный и судебный способы защиты экологических прав граждан
  5. Способы защиты экологических прав
  6. Для защиты экологических прав граждан применяются административный и судебный способы
  7. Внесудебные способы защиты экологических прав граждан
  8. Экология СПРАВОЧНИК
  9. ЭКОЛОГО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ЧЕЛОВЕКА
  10. Защита экологических прав граждан в судебном и административном порядке
  11. Глава 2. Защита экологических прав граждан в судебном и административном порядке
  12. 2.1 Защита экологических прав в сфере деятельности  органов исполнительной  власти
  13. Защита экологических прав
  14. Кузнецов Федор Николаевич
  15. Защита экологических прав человека
  16. Но любые права должны быть закреплены и защищены законом. Таким законом в нашей стране является Федеральный закон от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды». Этот нормативный акт содержит перечень экологических прав граждан и определяет порядок их регулирования в Российской Федерации

защита экологических прав в административном порядке и судах общей юрисдикции

защита экологических прав в административном порядке и судах общей юрисдикции

Конституционное закрепление принципа разделения властей и выделение в структурах власти судебной предполагает качественное изменение роли, авторитета и влияния судов в сфере решения государственных дел, в частности, в области охраны окружающей среды, с одной стороны, и открывает для граждан новые юридические пути защиты своих экологических прав и интересов – с другой.

Экологические права граждан РФ

  • состоянии природы и здоровья населения, действующих санитарно-гигиенических требованиях, эпидемиологической обстановке;
  • реализуемых мероприятиях по сохранению благоприятной окружающей среды и их результатах;
  • качестве создаваемой продукции народного потребления, в том числе питьевой воды и пищевых товаров.

Защита экологических прав в административном порядке и судах общей юрисдикции

Гражданин вправе обжаловать как названные выше действия (решения), так и послужившую основанием для совершения действий (принятия решений) информацию либо то и другое одновременно.

При этом к официальной информации относятся сведения в письменной или устной форме, повлиявшие на осуществление прав и свобод гражданина и представленные в адрес государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений,

Административный и судебный способы защиты экологических прав граждан

Вышестоящие в порядке подчиненности орган, объединение, должностное лицо обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок. Если гражданину в удовлетворении жалобы отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд.

Способы защиты экологических прав

Уголовная ответственность применяется только к физическим лицам за совершение экологического преступления, т.е. посягательство на экологический правопорядок и его составную часть — экологическую безопасность населения. В гл.

26 УК РФ установлена ответственность за нарушение правил: охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246), обращения экологически опасных веществ и отходов (ст.

247), безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами и токсинами (ст. 248) и др.

Рекомендуем прочесть:  Говорит москва народный адвокат

Для защиты экологических прав граждан применяются административный и судебный способы

Гражданин вправе обжаловать как названные выше действия (решения), так и послужившую основанием для совершения действий (принятия решений) информацию либо то и другое одновременно.

При этом к официальной информации относятся сведения в письменной или устной форме, повлиявшие на осуществление прав и свобод гражданина и представленные в адрес государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих, совершивших действия (или принявших решения), с установленным авторством данной информации, если она признается судом как основание для совершения действий (принятия решений).

Внесудебные способы защиты экологических прав граждан

— обращение в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и должностным лицам в целях получения своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, мерах по её охране;

Рекомендуем прочесть:  Программа Молодая Семья 2020 В Тверской Области

Экология СПРАВОЧНИК

Ответственность государственного служащего наступает в связи с его обязанностью признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина в соответствии со ст.

5 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации»1.

Действие данного Закона в отношении государственных служащих распространяется также на муниципальных служащих, если федеральное законодательство приравнивает их к государственным служащим.[ . ]

ЭКОЛОГО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ЧЕЛОВЕКА

Так, основными конституционными являются право частной собственности на землю (ст.

36), право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42).

Прямое отношение к рассматриваемой разновидности прав имеет право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37), а также право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41) и др. Перечень прав дается в гл. 2 Конституции РФ.

Защита экологических прав граждан в судебном и административном порядке

защита экологических прав в административном порядке и судах общей юрисдикции

  1. разрабатывать, пропагандировать и реализовывать в установленном порядке программы в области охраны окружающей среды, защищать права и законные интересы граждан в области охраны окружающей среды, привлекать на добровольной основе граждан к осуществлению деятельности в области охраны окружающей среды;
  2. за счет собственных и привлеченных средств осуществлять и пропагандировать в области охраны окружающей среды, воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности;
  3. оказывать содействие органам государственной власти РФ в решении вопросов охраны окружающей среды;
  4. организовывать собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования, сбор подписей под петициями и принимать участие в указанных мероприятиях в соответствии с законодательством РФ, вносить предложения о проведении референдумов по вопросам охраны окружающей среды и об осуждении проектов, касающихся охраны окружающей среды;
  5. обращаться в органы государственной власти и к должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан;
  6. участвовать в установленном порядке в принятии хозяйственных и иных решений, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье и имущество граждан;
  7. обращаться в органы государственной власти с жалобами, заявлениями, исками и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды;
  8. организовывать и проводить слушания по вопросам размещения объектов, деятельность которых может нанести вред окружающей среде;
  9. организовывать и проводить экологическую экспертизу;
  10. рекомендовать своих представителей для участия в проведении экологической экспертизе;
  11. подавать в органы государственной власти, в суд обращения об отмене решений, способных оказать негативное воздействие на окружающую среду;
  12. предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;
  13. осуществлять другие предусмотренные законодательством права.

     В России создано более 1000 общественных экологических формирований, осуществляющих многообразную полезную деятельность.     

Одним из примеров реализации прав общественных объединений в области охраны окружающей среды может служить опротестование Российским социально-экологическим союзом в Вологодском областном арбитражном суде решения вологодских властей о строительстве на территории Национального природно-исторического парка “Русский Север”, образованного Правительством РФ в марте 1992 г., полигона для хранения твердых отходов. В марте 1996 г. суд удовлетворил иск общественной организации.     

По иску партии “зеленых”[5, с.3] к Правительству Ленинградской области суд признал незаконным выделение участка под садоводческие хозяйства на территории, прилегающей к заказнику “Линдуловская роща”.

Эти земли, полученные ПО “Союз” с благословения областных правителей, оказались по соседству со знаменитой корабельной рощей, находящейся под охраной ЮНЕСКО, где сохранились сибирские лиственницы, посаженные еще в 1738г.

Партия “зеленых”, на чьей стороне было общество охраны природы, указывала на факты варварского уничтожения ценных деревьев под будущие дачи под удобным предлогом “сантехнических вырубок”.     

Успешно для российского отделения Гринпис и населения Красноярского края завершилось рассмотрение иска его представителей к Президенту России о признании незаконным пункта Указа “О государственной поддержке структурной перестройки и конверсии атомной промышленности в г. Железногорске Красноярского края” от 25 января 1995 г. противоречащего российскому природоохранительному законодательству.

Итак, мы рассмотрели историю, понятие и виды экологических прав граждан, теперь перейдем к подробному изучению характеристик защиты экологических прав граждан в судебном и административном порядке.

Глава 2. Защита экологических прав граждан в судебном и административном порядке

Защиту прав в области охраны окружающей среды можно осуществлять как в административном, так и в судебном порядке.

Административный способ обжалования решений и действий, нарушающих экологические права граждан, регулируется Законом РФ “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан” (в редакции Федерального закона от 9 февраля 2009 г. N 4-ФЗ)[6, с. 1].

В соответствии со ст.

12 Закона « Об охране окружающей природной среды» граждане вправе требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объектов, ограничении, приостановлении, прекращении деятельности предприятий и других объектов, оказывающих отрицательное влияние на окружающую среду и здоровье человека.

Ответственность государственного служащего наступает в связи с его обязанностью признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина в соответствии со ст.

5 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации»[7, с. 3].

Действие данного Закона в отношении государственных служащих распространяется также на муниципальных служащих, если федеральное законодательство приравнивает их к государственным служащим. 

Граждане вправе обжаловать также бездействие органов, предприятий, объединений, должностных лиц, государственных служащих, которое повлекло за собой перечисленные выше последствия.

Для сферы охраны окружающей среды возможность обжалования бездействия государственных органов и иных субъектов, деятельность которых связана с охраной окружающей среды, потенциально является мощным правовым средством повышения эффективности природоохранительной деятельности государства.

Обжалование допускается, если нарушены, лишь права, свободы и интересы истца. При этом гражданин не имеет права обжаловать в суд действия или бездействие, имеющие неблагоприятные экологические последствия для общества в целом.

Между тем порой трудно доказать, что явно незаконное решение или действие (бездействие) нарушает экологические права истца.

Но в случае признания решения не законным обеспечивается защита права на благоприятную среду не только гражданина, который обжаловал этот акт, но и более широкого круга лиц, подпадающих под его действие.

Для обращения с жалобой в суд по поводу неправомерных экологически значимых действий или решений государственного органа необходимо обладать некоторым минимумом правовых и экологических знаний.

Подавляющее же большинство российских граждан такими знаниями не обладают. Согласно Конституции РФ, каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48).

Ее оказывают в основном юридические консультации, адвокатские конторы.

За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается: имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность.

Уголовная ответственность применяется только к физическим лицам за совершение экологического преступления, т.е. посягательство на экологический правопорядок и его составную часть – экологическую безопасность населения. В гл.

26 УК РФ установлена ответственность за нарушение правил: охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246), обращения экологически опасных веществ и отходов (ст.

247), безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами и токсинами (ст. 248) и др.[8, с. 166, 167,168].

Административная ответственность применяется к физическим и юридическим лицам за совершение экологического проступка при отсутствии состава преступления. Наиболее распространенная мера административного взыскания – штраф.

Размеры штрафа кратны размеру минимального размера оплаты труда на момент совершения правонарушения. Так, в гл.

8 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение общих требований охраны окружающей среды за совершение земельных, горных, водных правонарушений, лесонарушений, проступков, посягающих на животный мир и среду его обитания и др.

Имущественная ответственность предусматривает возмещение нанесенного экологического ущерба, включая реальный вред и упущенную выгоду.

 Дисциплинарная ответственность применяется только к физическим лицам и предусмотрена за совершение экологического проступка в связи с невыполнением служебных обязанностей, в результате чего причиняется экологический вред.

Гарантируя судебную защиту прав и свобод человека и гражданина, Конституция РФ устанавливает, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45)[9, с. 1].

При этом важно, что могут быть обжалованы в суд не только неконституционные, противоречащие экологическим правам граждан решения и действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, но и бездействие этих органов и лиц (ст. 26).

Право граждан на предъявление исковых требований в суд предусмотрено также в ст.

91 этого Закона и касается прекращения экологически вредной деятельности, причиняющей вред здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству и окружающей природной среде.

В Законе имеется общая норма, согласно которой споры об охране окружающей природной среды с участием граждан подлежат рассмотрению в судебном порядке (ст. 78)[10, с. 6].

Порядок судебного обжалования регулируется Законом «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»[10,с.1-5]. Закон определяет также круг действий (решений), которые могут быть обжалованы в суд.

В качестве таковых он называет коллегиальные и единоличные действия (решения) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений, должностных лиц, государственных служащих, в том числе представление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий (принятия решений), в результате которых:

а) нарушены права и свободы гражданина;

б) созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;

в) на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Если гражданину отказано в удовлетворении жалобы в административном порядке или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться в суд по месту жительства или по месту нахождения нарушителя (органа, объединения, должностного лица).

Гражданам предоставляется право выбора суда, в который они могут обратиться для защиты своих прав. По усмотрению гражданина жалоба может быть подана в суд либо по месту его жительства, либо по месту нахождения органа, объединения, должностного лица, нарушившего его экологические права.

Закон определяет также сроки обращения с жалобой в суд. Если же гражданином не был получен письменный ответ на жалобу, то срок обращения в суд наступает по истечении месячного срока после подачи жалобы.

Если же гражданин избирает непосредственно судебный порядок защиты своих прав, для обращения с жалобой установлен срок три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права.

Закон наделяет суд правом восстановления пропущенного по уважительной причине срока подачи жалобы.

2.1 Защита экологических прав в сфере деятельности  органов исполнительной  власти

Вопрос о конкретных способах и средствах защиты прав и законных интересов граждан государственными органами исполнительной власти приобретает особую значимость и остроту в условиях, когда реализация гражданином экологических прав зачастую зависит от усмотрения администрации, а отдельные должностные лица, чинящие произвол в этой сфере, не несут за это ответственности.

К таким средствам и способам защиты относятся:

  1. судебный контроль за деятельностью администрации (имеются в виду полномочия общих судов по рассмотрению административных споров, а также возможная организация административной юстиции);
  2. административный (внутриведомственный и над ведомственный) контроль и надзор, осуществляемый в рамках самой исполнительной власти. Сюда следует отнести и президентский контроль за деятельностью подчиненной ему системы государственных органов;
  3. организация приема и рассмотрения обращений (заявлений и жалоб) в органы исполнительной власти;
  4. прокурорский надзор (общий надзор прокуратуры) за законностью деятельности отдельных структур исполнительной власти (министерств и ведомств), а также за органами местного самоуправления;
  5. контроль со стороны представительных органов власти за аппаратом управления в рамках, определенных законом, и с учетом принципа разделения властей.

Защита экологических прав

защита экологических прав в административном порядке и судах общей юрисдикции
Юридическая энциклопедия МИП онлайн – задать вопрос юристу » Споры по недвижимости » Экологическое право » Защита экологических прав

Экологические права граждан принадлежат к естественным и неотчуждаемым правам, которые возникают с момента рождения человека и прекращаются с его смертью. Они определяют поведение человека в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности. В настоящей статье рассматриваются особенности защиты экологических прав граждан.

Экологические права – тип естественных человеческих прав, обладающих неотчуждаемым характером. Законодательством определяется мера определенной свободы и гражданское поведение в области использования, сохранности природы и обеспечения экологических норм по безопасности.

Разделение экологических прав обуславливает наличие прав общих и специальных. Формулировка общих прав приведена в Конституции РФ. Права специального вида установлены законодательством, регулирующим использование и охрану обособленных природных объектов.

К основополагающим конституционным экологическим правам относятся:

  • право на благоприятное состояние природной среды;
  • право на достоверную информацию о состоянии природы;
  • право на компенсацию вреда, нанесенного здоровью или имуществу индивида экологическими правонарушениями.

Нормы российского права гарантируют гражданину защиту его экологических прав. В целях защиты личных экологических прав индивиды могут:

  • организовывать общественные союзы по охране окружающей среды;
  • обращаться в органы государственной власти РФ для получения достоверных сведений о состоянии природной среды;
  • участвовать в митингах, демонстрациях, референдумах и иных мероприятиях, касающихся охраны природы;
  • вносить предложения о проведении экологических экспертиз;
  • подавать в государственные органы жалобы относительно охраны природы и состояния окружающей среды;
  • обращаться с иском в суд о компенсации экологического вреда
  • реализовывать иные права, предусмотренные законодательством.

Что касается защиты экологических прав со стороны государства, то в ст. 13 Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды” определена правовая система соответствующих мер:

  1. Органы государственной власти РФ любого уровня должны гарантировать соблюдение и реализацию их прав в области охраны окружающей среды;
  2. При размещении объектов, деятельность которых способна причинить вред окружающей среде, решение о размещении принимается при учете мнения населения или итогов референдума.
  3. Должностные лица, препятствующие гражданам и организациям в реализации их экологических прав привлекаются к ответственности.

Защита экологических прав граждан и организацией обеспечивается также и возложением на них  определенных обязанностей. Они обязаны сохранять окружающую среду, относиться бережно к природе в целом и соблюдать законодательство в данной области.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация – разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

каким образом граждане могут защитить свои экологические права в данной ситуации

алина04.09.2019 06:21

Здравствуйте! Не могли бы вы сформулировать саму ситуацию для  консультации?  

Тарасова Ольга Владимировна04.09.2019 12:30

Задать дополнительный вопрос

Для качественной консультации необходимо знать все обстоятельства дела. Конкретизируйте вопрос!

Богуславская Анна Владимировна05.09.2019 11:25

Задать дополнительный вопрос

Здравствуйте! Подскажите пожалуйста кудв обратиться по предотвращению ежедневных ночных химичиских выбрасов с завода Химконцентрат городе Новосибирска. С открвты окном спать не возможно, воздух пропитан химией, на утро голова болит. Дохнут в округе птицы, а что людей в ближайквремя ждет, тоже самое? Помогите пжалуйста, дайте направление с чего начать и куда писать?

Виталий 14.08.2019 00:39

Здравствуйте! Нужно обратиться с заявлением в прокуратуру. По заявлению будет проведена прокурорская проверка и замерен уровень содержания вредных веществ. После чего будут предприняты необходимые меры. Согласно ст.

10 ФЗ “О прокуратуре РФ” в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд.

Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору.

Карпов Михаил Викторович14.08.2019 12:54

Задать дополнительный вопрос

При возникновении сложностей, рекомендую обратиться к нашим специалистам.

Ицков Дмитрий Игоревич15.08.2019 14:30

Задать дополнительный вопрос

Здравствуйте, недавно переехали в город Юрга Кемеровской области, стало известно, что завод Технониколь делает выбросы, опасные для здоровья, что делать, куда обращаться, возможно ли получать компенсацию за нарушение экологических прав?

Елена05.07.2019 07:11

В Вашем случае имеет место быть нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Законом установлены Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест.

Лучше всего – сначала получить заключение Роспотребназдора об уровне вредных веществ в воздухе. Роспотребназдор составляет протоколы лабораторных испытаний, фиксирующие превышение предела допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.

После этого можете обращаться с жалобой в прокуратуру https://ipriem.genproc.gov.ru/contacts/ipriem/

При возникновении сложностей, рекомендую обратиться в офис на консультацию к нашим специалистам. Юридическая группа МИП составит для Вас все документы, жалобы и заявления. Скидка по промокоду «МИП».

Если Вы находитесь в другом городе, то Вы можете отправить сканы или фото документов nm@advokat-malov.ru По стоимости услуг Вам ответят в письме или обратитесь по телефону +7 (499) 229-84-53 г.

Москва, Старопименовский переулок 18 nm@advokat-malov.ru  http://advokat-malov.ru/kontakty.html

Внимание! Скидки по промокоду больше не актуальны

Сайботалов Вадим Владимирович05.07.2019 12:07

Задать дополнительный вопрос

Согласна с коллегой.

Федорова Любовь Петровна06.07.2019 07:55

Задать дополнительный вопрос

Добрый день! Гражданка России поехала за границу, берег моря оказался залит нефтью. Что ей делать? Куда обратиться за защитой её права на благоприятную окружающую среду?

Валерия09.01.2019 13:38

Добрый день!
Наиболее результативным будет обращение в прокуратуру или иной аналогичный компетентный орган иностранного государства, в котором произошло загрязнение окружающей среды.

Сайботалов Вадим Владимирович09.01.2019 13:44

Задать дополнительный вопрос

Да, действительно, многое будет зависеть от страны пребывания и того, в компетенции какого ведомства находится охрана окружающей среды.

Федорова Любовь Петровна10.01.2019 14:27

Задать дополнительный вопрос

котельный поселок оградил часть пляжа на общественном пруду, настроил там беседок и прогулочных зон, препятствует свободному проходу граждан, как с этим бороться?

Илья25.07.2017 19:28

Здравствуйте Илья! Вам нужно написать заявление в правоохранительные органы по факту незаконного (самовольного занятия земли), согласно ст. 7.1 седьмой главы КоАП РФ, а также пишите жалобу на имя главного государственного инспектора РФ по охране и эксплуатации земли.

Малов Андрей Владимирович27.07.2017 10:34

Задать дополнительный вопрос

Марина10.11.2017 16:02

Добрый день, в нашем районе на территории заброшенной воинской части постоянно организована переработка мусора и жгут мусор и обжигают провода, т.к. стоит запах химической гари, раньше по ночам, сейчас с 18 часов вечера.

По информации с форума планируют организовать мусорный полигон и мусоропераработывающий завод. Подскажите как с этим бороться и нам нужен профессиональный юрист-адвокат для составления писем и жалоб в соответствующие инстанции.

Здравствуйте Марина! Для подробного обсуждения данного вопроса, Вы можете обратиться на консультацию к нашим специалистам, предварительно записавшись по телефону 8-499-649-30-60.

Федорова Любовь Петровна10.11.2017 16:13

Задать дополнительный вопрос

Вам нужно обратиться в полицию с заявлением о самовольном захвате земли.

Захарова Елена Александровна28.07.2017 12:38

Задать дополнительный вопрос

Защита экологических прав человека

защита экологических прав в административном порядке и судах общей юрисдикции

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»

(ФГОУ ВПО СибАГС) 

Кафедра Теории и истории государства и права

Экологическое право   

ПКЗ

На тему: Защита экологических прав человека    

Студент Решетникова Наталья Алексеевна

Группа 09318________________________

Дата________________________________

Подпись_____________________________ 

Преподаватель Шишкина Н.В.__________

Дата_________________________________

Оценка_______________________________

Подпись______________________________   

Новосибирск 2011  

Введение…………………………………………………………………………….3

1. Понятие и виды экологических прав человека…………………………………4

3. Защита экологических прав граждан в судебном и административном порядке……………………………………………………………………………….6

4. Роль общественных объединений в защите экологических прав граждан….11

Заключение………………………………………………………………………….13

Литература………………………………………………………………………….14

Но любые права должны быть закреплены и защищены законом. Таким законом в нашей стране является Федеральный закон от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды». Этот нормативный акт содержит перечень экологических прав граждан и определяет порядок их регулирования в Российской Федерации

Означает ли, что с принятием нового нормативно-правового акта все экологические проблемы в стране будут решены, и все экологические права соблюдены ? Безусловно, нет.

Потребуется детальная оценка применимости каждой статьи, глубокая проработка механизмов практической реализации закона.

Все это обусловливает необходимость проведения фундаментальных исследований в данной предметной области.

Целью контрольной  работы является теоретическое обобщение основных положений в области регулирования экологических прав граждан.

Данная цель достигается решением следующих частных задач исследования:

систематизация понятийного аппарата и группирование экологических прав человека по видам;

раскрытие основных подходов к правовому регулированию экологических прав граждан в соответствии с российским законодательством;

анализ особенностей осуществления защиты экологических прав граждан в судебном и административном порядке;

оценка роли общественности в защите экологических прав граждан.     

1. Понятие и виды экологических прав человека

Под экологическими правами человека понимаются признанные и закрепленные в законодательстве права индивида, обеспечивающие удовлетворение разнообразных потребностей человека при взаимодействии с природой Экологическое право России. Учебник. – М.: ИМП, 1997. – С. 227.

По уровню правового регулирования эти права подразделяются на основные и иные права в области окружающей среды.

Основные права часто называются конституционными и фундаментальными. В Российской Федерации они закреплены Конституцией, а также международно-правовыми документами по правам человека, которые в соответствии со ст.

15 Конституции РФ являются составной частью правовой системы России. К международным документам относятся, в частности, Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.

), Европейская социальная хартия (1961 г.).

Так, основными конституционными являются право частной собственности на землю (ст.

36), право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42).

Прямое отношение к рассматриваемой разновидности прав имеет право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37), а также право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41) и др. Перечень прав дается в гл. 2 Конституции РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 17 Конституции РФ основные экологические права относятся к категории неотчуждаемых, естественных прав человека. Квалифицируя их как неотчуждаемые, Конституция подчеркивает невозможность и недопустимость лишения человека таких прав. Они являются правами субъективными и естественными, поскольку природа наделяет ими человека в момент рождения.

К категории иных экологических прав человека относятся права в области природопользования и охраны окружающей среды, установленные в законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и ее субъектов.

Примерами разновидности таких прав являются право граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, право граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории Российской Федерации, на радиационную безопасность, право граждан на пребывание в лесах и др.

Выделение в предлагаемой классификации категории “иные экологических прав” вовсе не означает, что они юридически менее значимы, чем основные. Эти права также подлежат государственному обеспечению и защите.

Наряду с представленной выше классификацией, экологические права могут быть подразделены также по видам регулируемых ими интересов или сторон деятельности.

Как в Российской Конституции, так и в Международных пактах по правам человека выделяются гражданские (личные) права; политические права; культурные права; социальные и экономические права.

Очевидно, что как самостоятельные по содержанию экологические права, так и юридически значимые экологические интересы граждан проявляются в большей или меньшей степени в каждом из названных видов прав Экологическое право России. Учебник. – М.: ИМП, 1997. – С. 246.

Так, гражданские (личные) права определяют защищенность человека, его здоровья и имущества от какого-либо незаконного вмешательства (к примеру, от вредного воздействия окружающей среды).

Политические права граждан выражают возможности индивида на участие в осуществлении государственной власти (посредством проведения референдума по вопросам охраны окружающей среды, участия в процессе подготовки и принятия экологически значимых решений и др.). Установления контроля над властью (путем судебного обжалования решений и действий государственных органов и должностных лиц, а также их бездействия, нарушающих экологические права граждан).

Культурные права позволяют обеспечивать рост уровня экологической культуры человека.

Социальные и экономические права призваны обеспечить человеку достойный жизненный уровень с учетом экологических характеристик, право на труд в экологически безопасных условиях, защиту здоровья от вредного воздействия загрязненной окружающей среды, право на экологическое образование.

С учетом важности экологических интересов для человека, общества и государства, уровня развития экологических прав человека они должны быть выделены в качестве самостоятельной разновидности прав.     

3. Защита экологических прав граждан в судебном и административном порядке.

В соответствии со ст. 80 Конституции РФ Президент России является гарантом прав и свобод человека и гражданина.

Содействовать реализации главой государства его конституционных полномочий гаранта прав и свобод человека и гражданина призвана Комиссия по правам человека при Президенте РФ.

Как совещательный и консультативный орган при Президенте Комиссия осуществляет свою деятельность на основании Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 18 октября 1996 г.

Однако статус Комиссии не высок. Она не является даже самостоятельной структурой в системе органов Президента РФ, а включена в структуру Управления по работе с обращениями граждан.

Таким образом, в действующем государственно-правовом механизме пока отсутствует механизм последовательной реализации полномочий Президента РФ как гаранта экологических прав человека.

В Конституции России предусмотрена система юридических гарантий экологических прав граждан. В частности, определяются юридические процедуры, в рамках которых может осуществляться охрана таких прав:

судебная защита прав и свобод;

право обжалования в суд решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц;

право на получение квалифицированной юридической помощи;

право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностными лицами;

право обращения в межгосударственные органы по защите прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты Конституция Российской Федерации 1993 г. – Ст.17..

Гарантируя судебную защиту прав и свобод человека и гражданина, Конституция РФ устанавливает, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45).

При этом важно, что могут быть обжалованы в суд не только неконституционные, противоречащие экологическим правам граждан решения и действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, но и бездействие этих органов и лиц (ст. 26).

Защита экологических прав в сфере деятельности органов исполнительной власти.

Весьма актуальный вопрос о конкретных способах и средствах защиты прав и законных интересов граждан государственными органами исполнительной власти приобретает особую значимость и остроту в условиях, когда реализация гражданином экологических прав зачастую зависит от усмотрения администрации, а отдельные должностные лица, чинящие произвол в этой сфере, не несут за это ответственности. К таким средствам и способам защиты относятся:

     а) судебный контроль за деятельностью администрации (имеются в виду полномочия общих судов по рассмотрению административных споров, а также возможная организация административной юстиции);

     б) административный (внутриведомственный и надведомственный) контроль и надзор, осуществляемый в рамках самой исполнительной власти. Сюда следует отнести и президентский контроль за деятельностью подчиненной ему системы государственных органов;

     в) организация приема и рассмотрения обращений (заявлений и жалоб) в органы исполнительной власти;

     г) прокурорский надзор (общий надзор прокуратуры) за законностью деятельности отдельных структур исполнительной власти (министерств и ведомств), а также за органами местного самоуправления;

     д) контроль со стороны представительных органов власти за аппаратом управления в рамках, определенных законом, и с учетом принципа разделения властей.

День юриста
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: