защита прав граждан в сфере социального обеспечения судами общей юрисдикции

Содержание
  1. защита прав граждан в сфере социального обеспечения судами общей юрисдикции
  2. Организационно-правовые вопросы защиты прав граждан в сфере социального обеспечения
  3. Роль судебных органов различных уровней в защите прав граждан в области социального страхования (Гусев А
  4. Проблемы защиты прав граждан в сфере социального обеспечения
  5. Защита прав граждан в сфере социального обеспечения
  6. Проблемы судебной защиты социальных прав граждан Российской Федерации
  7. Судебная защита нарушенных прав, в сфере социального обеспечения
  8. Право социального обеспечения в России
  9. Подсудность споров в сфере социального обеспечения
  10. Особенности рассмотрения отдельных категорий дел, связанных с защитой права граждан на социальное обеспечение Коростелева Юлия Александровна
  11. Защита социальных прав граждан
  12. Защита прав граждан в сфере социального обеспечения судами общей юрисдикции
  13. Проблемы совершенствования судебной защиты права граждан на социальное обеспечение Текст научной статьи по специальности — Государство и право
  14. Глава Верховного суда сориентировал судей на защиту социальных прав граждан
  15. Инвалиды и пенсионеры
  16. Споры с госорганами
  17. Военнослужащие
  18. Кредиты и банкротства
  19. Судебная защита нарушенных прав, в сфере социального обеспечения
  20. Оглавление
  21. Введение
  22. Глава I. Социальное обеспечение граждан в РФ
  23. Судебно защита в сфере пенсионного обеспечения
  24. Формы и способы защиты прав граждан в сфере социального обеспечения (Гусев А.Ю.)
  25. Некоторые вопросы судебной защиты в сфере социального обеспечения (Ерофеева О.В.)

защита прав граждан в сфере социального обеспечения судами общей юрисдикции

защита прав граждан в сфере социального обеспечения судами общей юрисдикции

Суды общей юрисдикции, к которым относятся мировые судьи, районные (городские) суды, суды субъектов Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, рассматривают споры в сфере социального обеспечения, одной стороной в которых является гражданин, либо их возникновение обусловлено необходимостью защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц. При этом в качестве суда первой инстанции споры в сфере социального обеспечения рассматриваются мировыми судьями и районными (городскими) судами, в качестве суда апелляционной инстанции по отношению к решениям мировых судей – районными (городскими) судами, судом субъекта Российской Федерации – в качестве суда апелляционной и кассационной инстанции по отношению к решениям районных (городских) судов. Надзорное производство в настоящее время осуществляется только Верховным Судом Российской Федерации в отношении ограниченной категорий дел, перечисленных в ст. 391.1 Гражданского процессуального кодекса о РР Российской Федерации, при условии, что судебные постановления были предметом апелляционного рассмотрения Верховного Суда Российской Федерации (надзорное производство в отношении пенсионных споров с внесением изменений в гражданское процессуальное законодательство, таким образом, существенно ограничено)[158].

Организационно-правовые вопросы защиты прав граждан в сфере социального обеспечения

Особенность конституционных норм состоит в том, что обычно они реализуются в совокупности с другими нормами, поэтому возникает сложное переплетение конституционных и иных правоотношений.

Это относится и к нормам, закрепляющим конституционное право на судебную защиту, которое как субъективное право входит в состав комплекса сменяющих друг друга правоотношений.

Соответственно, не только в части обеспечения правильности судебных решений, но и в целом конституционные положения о праве на судебную защиту конкретизируются, прежде всего, в нормах процессуального законодательства. Применительно к защите прав граждан в сфере социального обеспечения, такие нормы содержатся преимущественно в ГПК РФ и АПК РФ.

Роль судебных органов различных уровней в защите прав граждан в области социального страхования (Гусев А

Обобщающие судебную практику постановления Пленума ВС РФ принимаются во внимание не только нижестоящими судами, но и теми государственными органами, в компетенцию которых входит реализация прав граждан. По словам А.К.

Безиной, судебная практика является важным средством направления деятельности всех органов и лиц при разрешении индивидуального вопроса, спора, касающегося субъекта, в процессе которого нормативными актами допускается определенная доля их усмотрения .

Рекомендуем прочесть:  Налог на недвижимость с 2020 для пенсионеров

Проблемы защиты прав граждан в сфере социального обеспечения

Социально-обеспечительные отношения отличает четкая правовая формальность поведения сторон, поскольку все права и обязанности установлены законом и не могут быть определены соглашением сторон.

Поведение обязанной стороны в правоотношениях, которой является орган социального обеспечения, предопределено характером притязания уполномоченного лица – гражданина.

Объем и пределы притязания последнего установлены законом.

Защита прав граждан в сфере социального обеспечения

В соответствии с Порядком организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы, утвержденным приказом Мин-здравсоцразвития России от 17 ноября 2009 г.

№ 906н, жалобы граждан, проходящих освидетельствование, на решения бюро медико-социальной экспертизы рассматривает главное бюро. В случае признания жалоб обоснованными главное бюро изменяет либо отменяет решения бюро.

Кроме того, главное бюро проводит освидетельствование граждан, обжаловавших решения бюро.

Проблемы судебной защиты социальных прав граждан Российской Федерации

Основой правового регулирования общественных отношений, возникающих по поводу дошкольного образования, и в связи с этим — распределения и использования централизованных денежных фондов государства и муниципальных образований являются нормы Конституции РФ, из которых вытекает необходимость надлежащего финансового обеспечения соответствующих полномочий публичной власти: по смыслу Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления должны при принятии нормативных правовых актов руководствоваться принципом наиболее полного финансирования публично-правовых обязательств, вытекающих из необходимости реализации общегосударственных гарантий прав и свобод, закрепленных непосредственно Конституцией РФ, в частности ст. 43 (ч. 2) и ст. 38 (ч. 1).

Судебная защита нарушенных прав, в сфере социального обеспечения

— в остальных районах Крайнего Севера — 10% заработка по истечении первых шести месяцев работы с увеличением на 10% за каждые последующие шесть месяцев работы, а по достижении шестидесятипроцентной надбавки — 10% заработка за каждый последующий год работы до достижения 80% заработка;

Право социального обеспечения в России

  1. только в отношении тех прав, которые предусмотрены в Конвенции;
  2. только против действий или решений органов властей;
  3. если использованы все возможные внутренние средства защиты в государстве;
  4. до истечения шести месяцев после вынесения решения судебным органом или властной инстанции.

Подсудность споров в сфере социального обеспечения

Данное правило определения подсудности по социальным спорам в сфере трудовых пенсий может быть применено при определении подсудности по всем спорам в сфере социального обеспечения, поскольку определение подсудности связано с природой правоотношений в сфере социального обеспечения, их подразделением на материальные и процедурные правоотношения, динамикой развития правоотношений в сфере социального обеспечения. Наличие субъективного права на социальное обеспечение определенного вида (например, достижение возраста и наличие стажа) само по себе не является основанием для назначения пенсии, поскольку существующее субъективное право должно пройти динамику развития от материального правоотношения к процедурному. При наличие спора по поводу субъективного права лица на социальное обеспечение того или иного вида – спор относится к подсудности районного суда (заранее субъективное право как таковое оценке не подлежит, хотя, безусловно, является по своему характеру имущественным), при наличие спора относительно реализации неоспариваемого субъективного права на социальное обеспечение определенного вида – спор относится к подсудности мирового судьи при условии, что подлежащие взысканию суммы в счет социального обеспечения не превышают 50 000 рублей (ст. 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Рекомендуем прочесть:  Актуальные проблемы современного уголовного права

Особенности рассмотрения отдельных категорий дел, связанных с защитой права граждан на социальное обеспечение Коростелева Юлия Александровна

5. Срок обращения в суд за защитой с заявлением об оспаривании действий (бездействия) и решений органов социального обеспечения, установленный ГПК РФ, необходимо увеличить до 6 месяцев, что способствовало бы более эффективной защите прав граждан, в том числе и права на социальное обеспечение.

Защита социальных прав граждан

Как же может быть осуществлена защита социальных прав граждан? Конституция Российской Федерации предоставляет каждому человеку возможность защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, и гарантирует своим гражданам государственную защиту прав и свобод — как в судебном, так и в административном порядке. К способам защиты социальных прав граждан Гражданский кодекс относит:

Защита прав граждан в сфере социального обеспечения судами общей юрисдикции

Из сказанного выше можно сделать вывод о том, что реализация прав граждан тесно связана с их защитой. При этом под защитой прав понимается деятельность по устранению препятствий на пути реализации субъективных нрав.

В этой деятельности участвуют граждане, государственные и муниципальные органы, должностные лица, другие субъекты. Право социального обеспечения. Учебник [Текст] / Под ред. К.Н. Гусова. — М.: ИП Грачев С.М., 2011. — 328 с.

Проблемы совершенствования судебной защиты права граждан на социальное обеспечение Текст научной статьи по специальности — Государство и право

Конечно, использование конструкции группового иска ставит на повестку дня целый ряд вопросов, в числе которых полное выявление всех участников группы и ее процессуальное оформление, представительство интересов группы, исполнение судебного решения и др. Остановимся на двух наиболее важных из них.

Во-первых, самым главным является вопрос об определении круга пострадавших с тем, чтобы судебное решение было вынесено в пользу всех заинтересованных лиц [16].

Применительно к искам о выплате задержанного социально-страхового обеспечения персонификация круга истцов возможна с использованием данных индивидуального учета, который ведется страховщиком. На сегодня такой учет существует лишь в системе государственного пенсионного страхования, но из смысла ст.

11 и 12 Федерального закона от 16 июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования» вытекает, что учет застрахованных лиц должен вестись во всех видах социального страхования, причем на основе единых (универсальных) идентификационных знаков.

Глава Верховного суда сориентировал судей на защиту социальных прав граждан

защита прав граждан в сфере социального обеспечения судами общей юрисдикции

МОСКВА, 12 февраля. /ТАСС/. Председатель Верховного суда России Вячеслав Лебедев сориентировал суды на защиту социальных прав граждан. Об этом говорится в полном тексте выступления главы ВС РФ на совещании судей, распространенного пресс-службой в среду.

Лебедев напомнил судьям, что в соответствие со ст. 7 Конституции Российская Федерация “является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охрану жилищных, трудовых, пенсионных прав граждан, охрану их жизни и здоровья”.

При этом он подчеркнул, что “судебная практика и правовые позиции Верховного суда РФ по этим категориям дел характеризуются высокой социальной ориентированностью правосудия”. Так, по 290 тыс. рассмотренных в 2019 году судами дел о взыскании невыплаченной зарплаты суды удовлетворили требования по 97% дел на общую сумму 13 млрд рублей.

Кроме того, суды удовлетворили требования граждан по 45% жалоб о признании увольнения незаконным, 76% требований о возмещении ущерба, причиненного при исполнении трудовых обязанностей, 88% требований о предоставлении гарантий и компенсаций, предусмотренных трудовым законодательством, 92% требований, связанных со страхованием жизни и здоровья, и 92% – о компенсации морального вреда, связанного с причинением вреда жизни и здоровью.

“Верховный суд РФ обратил внимание судов на то, что право на компенсацию морального вреда в связи с врачебной ошибкой имеет не только пациент, но и его супруг, а также близкие родственники”, – отметил Лебедев.

Суды общей юрисдикции, рассмотрев 2 тыс. дел о защите интеллектуальной собственности, в 89% поддержали требования правообладателей, арбитражные суды, рассмотрев 21 тыс.

таких споров, поддержали требования правообладателей в 75% случаев.

Инвалиды и пенсионеры

Лебедев подчеркнул, что суды “также учитывают гарантии трудоустройства людей с ограниченными возможностями, для которых работодатель обязан не только создать квотируемые рабочие места, но и обеспечить фактическое заполнение этих рабочих мест”. А отказ в заключении трудового договора женщинам в связи с беременностью или наличием детей запрещен. За год рассмотрены 70 тыс. исков граждан к Пенсионному фонду РФ и негосударственным пенсионным фондам, удовлетворены 77% требований.

Отдельно Лебедев напомнил о правовой позиции Верховного суда, согласно которой пенсионеры имеют льготу в виде освобождения от уплаты госпошлины по искам к пенсионным фондам не только при подаче иска, но и на всех стадиях рассмотрения дела (в вышестоящих судах).

Споры с госорганами

В порядке административного судопроизводства в 2019 году суды при рассмотрении споров граждан с госорганами и должностными лицами удовлетворили 55% исков граждан о защите жилищных прав, 81% требований в сфере социального обеспечения и социального страхования, 64% требований в сфере здравоохранения.

Из 146 тыс. дел об оспаривании решений, действий и бездействия государственных и муниципальных органов и должностных лиц удовлетворено 45% требований. Из 2,9 тыс. дел, связанных с защитой избирательных прав граждан, удовлетворены 30% требований.

А чаще всего судьи выносят решения в пользу заявителей по жалобам об оспаривании кадастровой стоимости земельных участков (в 98% случаев).

Военнослужащие

Военные суды при рассмотрении споров о защите социальных прав военнослужащих удовлетворили 74% требований, направленных на обеспечение положенными видами довольствия, и 45% – о защите жилищных прав военнослужащих.

В 47% случав военные суды признавали правоту военнослужащих, оспаривавших действия, бездействие или решения воинских должностных лиц и органов военного управления, затрагивавших их права. За минувший год военные судьи рассмотрели 9,5 тыс. таких споров.

Кредиты и банкротства

Говоря о самой массовой категории исков в судах – о взыскании долгов по кредитам (7 млн из 19,6 млн всех гражданских дел) Лебедев заметил, что одной из причин такого числа споров по выплатам кредитов является неполнота информации, предоставляемой гражданам обо всех условиях кредита и его погашения. Он отметил, что с 1 сентября вступят в силу изменения в законе, устанавливающие перечень сведений, которые должны предоставляться, и предусматривающие частичный возврат страховой премии при досрочном погашении кредита.

Кроме того, он добавил, что с 1 января 2021 года уполномоченный по правам потребителей финансовых услуг начнет рассматривать требования граждан к кредитной организации в досудебном порядке.

Введенное с 1 июня прошлого года досудебное рассмотрение уполномоченным требований граждан в сфере ОСАГО сократило число споров граждан со страховщиками по ОСАГО в судах на 40% (на 108 тыс.

), пояснил Лебедев.

Кроме того, в этом году Верховный суд подготовит постановление пленума по вопросам применения к гражданам закона о банкротстве и обзор судебной практики по спорам, связанным с установлением требований к проходящему процедуру банкротства.

Лебедев подчеркнул, что процедура банкротства граждан является социально значимой, потому что “позволяет должнику восстановить социально-экономические связи” после аннулирования прежних долгов.

“Верховный суд неоднократно обращал внимание судов на недопустимость формального подхода к рассмотрению этой категории дел”, – сказал Лебедев.

В частности, высшая судебная инстанция указала, что банк не вправе ссылаться на неразумность действий заемщика, не рассчитавшего свои возможности по выплате кредита, если кредит был выдан на основании достоверной информации, предоставленной заемщиком (признание неразумности действий заемщика приравнивало его действия к недобросовестным и лишало возможности быть получить признание банкротом со списанием всех долгов, которые он не в состоянии выплатить – прим. ТАСС).

Совещание судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов РФ проходило по видео-конференц-связи из Верховного суда РФ с 230 зданиями судов, что позволило судьям по всей стране в режиме реального времени увидеть выступление руководства Верховного суда.

Судебная защита нарушенных прав, в сфере социального обеспечения

защита прав граждан в сфере социального обеспечения судами общей юрисдикции

НОУ СПО ПЕТРОЗАВОДСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ТЕХНИКУМ КАРЕЛРЕСПОТРЕБСОЮЗА

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Тема:  Судебная защита нарушенных прав,в сфере социального обеспечения           

Студент группы: 3-ПС Чернышова Валерия Сергеевна/   /

      (Ф.И.О.)      (подпись)

Специальность Право и организация социального обеспечения

(код и наименование)

Руководитель Кармазина Наталья Владимировна/   /

(Ф.И.О.)       (подпись)

Допустить к защите:

Председатель цикловой комиссии _____________________/___________ /

(Ф.И.О.)     (подпись)

Оценка       Дата    

Председатель Государственной

аттестационной комиссии      /   /

(Ф.И.О.)      (подпись)

Петрозаводск, 2014г.

Оглавление

[1] Оглавление[2] Введение[3] Глава I. Социальное обеспечение граждан в РФ.[3.1] 1.1. Социальная  защита граждан, работавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.[3.2] Социальная  защита лиц, работающих и проживающих  в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях – система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих возмещение дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях.[3.3] Государственные гарантии и компенсации, предусмотренные Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 года «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», распространяются:[4] Глава II. Судебная защита прав граждан в сфере социального обеспечения.[4.1] 2.1. Досудебный порядок разрешения споров.[4.2] 2.2. Организация работы органов социального обеспечения и социальной защиты с обращениями граждан.[4.3] 2.5. Анализ обращений граждан.[4.4] 2.6. Защита прав граждан в сфере социального обеспечения в судах общей юрисдикции.[5] Заключение[6] Список использованной литературы

Введение

Актуальность темы представленного исследования связана, прежде всего, с тем, что идея правового государства находится в фокусе современного юридического мышления. Интерес к человеку, проблеме достоинства личности становится одним из основных проявлений подлинного демократизма государства, его правового характера в жизни современного общества.

Идея правового государства, для которого главной ценностью является человек, осознана и получила закрепление в Конституции Российской Федерации. В правовой системе государства закреплен весь перечень прав, зафиксированных в международных актах и соглашениях, ставших новацией для отечественного законодательства.

Глава вторая Конституции РФ о правах и свободах человека и гражданина является в известном смысле украшением правовой системы Российской Федерации, самым полным выражением ее гуманистических и демократических устремлений . Однако с реализацией этих прав на практике не все обстоит благополучно.

Более того, к сожалению, не все декларируемые нормы Конституции по различным причинам в настоящее время можно реализовать. В связи с чем требуется активное изучение проблем возникающих в этой сфере. Уровень осуществления и защиты прав и свобод является тем критерием, по которому можно определить состояние гражданского общества.

По тому, как решена проблема прав и свобод, насколько действенна их защита, судят о степени развития общества. Оценивая положение в России с таких позиций, приходится признать, что становление правовых основ гражданского общества в стране находится лишь на первом этапе, специфика которого – выбор направления развития и разработка основополагающих правовых актов.

Повышает актуальность исследования тот факт, что в правовой сфере вообще преобладают в основном юридически закрепленные возможности, а не реальности поведения субъекта;  возможность требовать от других лиц совершения каких-либо действий; возможность пользоваться тем или иным благом; возможность удовлетворить личный интерес; возможность стать собственником, завести свое дело; возможность предъявить иск, обратиться в суд, защитить свою честь, достоинство, возместить причиненный ущерб и так далее. И далеко не всегда граждане используют эти возможности: в одних случаях по объективным причинам, в других – по собственной воле.

Таким образом, в настоящее время вопрос о защите субъективных прав имеет как теоретическое, так и практическое значение для уяснения и разрешения на практике ситуаций, связанных с использованием лицом тех возможностей, которые закон предоставляет ему для защиты своего субъективного права.

Глава I. Социальное обеспечение граждан в РФ

На современном этапе просматриваются две основные функции в системе государственного социального обеспечения: социальные выплаты и система социального обслуживания одиноких, престарелых, инвалидов и других подобных категорий, основанные на принципе заботы государства о социально уязвимых членах общества и социальной благотворительности.

В широком смысле под государственным социальным обеспечением понимаются все денежные выплаты определённым категориям граждан, которые в настоящее время наиболее нуждаются в ней. Сюда входят все социальные пособия и другие выплаты, установленные законодательством Российской Федерации.

В узком смысле под государственным социальным обеспечением подразумеваются определённые денежные выплаты (пособия, субсидии, компенсации), а также предоставление жизненно необходимых товаров определённому кругу лиц, а именно малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам.

Правильное определение этого понятия имеет огромное практическое значение, так как для реализации данного закона необходимо определить точный круг получателей данной помощи, а также её размер, периоды оказания и порядок назначения (или отказ в её назначении).

Важнейшим принципом в социальной работе является адресность социальных выплат. Адресность предполагает правильную идентификацию нуждающихся, что может достигаться разными путями.

Во-первых, оценкой материального положения отдельных лиц или семей.

Второй путь адресности основан на определённых показателях, статистически связанных с нуждаемостью.

Третий путь создание механизма самоадресования на основе самозаявительной процедуры. Этот путь, хотя и требует большой работы органов социальной защиты, представляется в сложившихся условиях наиболее оптимальным.

В Российской Федерации осуществляется государственная социальная политика, направленная на преодоление социального неравенства и оказание государственной помощи наиболее незащищённым группам населения, а именно малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам.

Государственное социальное обеспечение – форма солидарной помощи населению, осуществляемая за счет государственного бюджета.

Социальная работа – это специфический вид профессиональной деятельности, оказание государственного и негосударственного содействия человеку с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня его жизни, предоставление индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц, содействие людям, социальным группам в преодолении личностных и социальных трудностей посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации.

Социальная работа – универсальный социальный институт: ее носители оказывают помощь всем индивидам независимо от социального статуса, национальности, религии, расы, пола, возраста и иных обстоятельств. Единственный критерий в этом вопросе – потребность в помощи и невозможность своими силами справиться с жизненным затруднением.

Спор по вопросам социального обеспечения, заявленный гражданином и переданный на рассмотрение юрисдикционного органа, следует называть спором, связанным  с защитой права на социальное обеспечение.

Возникает указанный спор при заявлении гражданина о наличии правоотношения по социальному обеспечению между спорящими субъектами и о том, что органом социального обеспечения нарушено или оспорено его право на определенный вид социального обеспечения.

Характерными признаками спора  по защите права на социальное обеспечение являются:

1. Возникает из правоотношений, возникающих в связи с распределением  части валового внутреннего продукта  через систему социального обеспечения;

2.Предметом спора является материальное  благо, предоставляемое гражданину в порядке социального обеспечения в денежной или “натуральной форме”;

3. Сторонами спора выступают  с одной стороны физическое  лицо, а с другой стороны – орган  социального обеспечения.

При этом в качестве органа социального  обеспечения всегда выступает  государственный либо любой другой допускаемый государством орган, обязанный предоставить социальное обеспечение.

Классифицировать споры по вопросам социального обеспечения можно по следующим основаниям:

– по субъектному составу;

– по субъекту, инициирующему спор;

– по виду спорного правоотношения;

– по характеру требований, содержащихся  в обращении в юрисдикционный  орган;

Представляется, что наибольшее практическое значение имеет подразделение споров по вопросам социального обеспечения  по таким критериям, как:

– субъектный состав;

– предмет судебной деятельности;

– вид социального обеспечения;

– порядок рассмотрения спора.

По субъектному составу споры подразделяются на споры между гражданином, с одной стороны, и органами, осуществляющими  социальное обеспечение, с другой стороны.

Такими органами являются органы социальной защиты населения, органы медико-социальной экспертизы, подразделения государственных внебюджетных фондов (ПФР, Фонда социального страхования, Фонда обязательного медицинского страхования), медицинские учреждения, социального обслуживания и др.

По предмету судебной деятельности можно выделить:

– споры, связанные с установлением  юридических фактов;

-споры, связанные с реализацией.права на тот или иной вид  социального обеспечения;

– споры, связанные с защитой права на социальное обеспечение, в том числе, в связи с возмещением ущерба, причиненного сторонами правоотношений.

В зависимости от вида социального  обеспечения все споры можно  подразделить на споры, возникающие  из правоотношений по поводу денежных выплат по системе социального обеспечения и споры, возникающие из правоотношений по поводу социального обеспечения в “натуральной форме”.

При этом первая группа включает в  себя споры возникающие:

– из пенсионных правоотношений;

– из правоотношений по обеспечению пособиями и компенсациями;

-из правоотношений по обеспечению  страховыми выплатами, пострадавших  на производстве и их семей.

Споры из пенсионных отношений, в свою очередь, можно классифицировать на споры, возникающие:

1. По поводу трудовых пенсий:

– по старости;

– по инвалидности;

– по случаю потери кормильца.

2. По поводу государственного  пенсионного обеспечения:

– за выслугу лет;

– по старости;

– по инвалидности;

– социальной пенсии.

Споры из правоотношений по обеспечению  пособиями и компенсациями:

– по поводу пособия по временной  нетрудоспособности;

– по поводу пособия по безработице;

– по поводу пособия на погребение;

– по поводу пособий в связи  с материнством, отцовством и  детством (по беременности и родам,  в связи с рождением ребенка, по уходу за ребенком и т.д.);

– по поводу пособий супругам  военнослужащих;

– пособий вынужденным переселенцам  и беженцам;

-компенсационных выплат за время вынужденного отпуска без  сохранения оплаты труда;

– пострадавшим от радиационных  и техногенных катастроф;

– матери за время отпуска  по уходу за ребенком до 3 лет;

– учащимся за время академического  отпуска по медицинским показаниям;

– приемной семье на детей,  находящихся на воспитании и  др.4

Споры из правоотношений по обеспечению  страховыми выплатами пострадавших на производстве и их семей подразделяются на возникающие из правоотношений:

– по обеспечению пособием по  временной нетрудоспособности;

– по обеспечению единовременными  страховыми выплатами;

– обеспечению ежемесячными страховыми  выплатами.

В зависимости от вида социального обеспечения в “натуральной форме” споры подразделяются на возникающие в области предоставления:

– медицинской помощи и лечения;

– бесплатной или со скидкой  лекарственной помощи;

– санаторно-курортного лечения;

– стационарного или полустационарного обслуживания; социальной помощи на дому;

– содержания детей в детских  учреждениях;

– профессионального обучения и  трудоустройства инвалидов;

– транспортных средств инвалидам;

– протезно-ортопедической помощи;

– льгот по системе социального обеспечения.

В связи с принятием ФЗ “О  внесении изменений в законодательные  акты Российской Федерации и признании  утратившими силу некоторых законодательных  актов Российской Федерации в  связи с принятием федеральных  законов “О внесении изменений  и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” в ближайшее время эти споры отдельной группой отойдут к спорам по поводу денежных выплат.

Судебно защита в сфере пенсионного обеспечения

защита прав граждан в сфере социального обеспечения судами общей юрисдикции

1. Теоретические аспекты судебного механизма защиты прав граждан в сфере пенсионного обеспечения по выслуге лет.

  • 1.1. Понятие, значение, сущность судебного механизма защиты прав граждан в сфере пенсионного обеспечения по выслуге лет.
  • 1.2. Порядок судебного механизма защиты прав граждан в сфере пенсионного обеспечения по выслуге лет.
  • 1.3. Нормативное регулирование судебного механизма защиты прав граждан в сфере пенсионного обеспечения по выслуге лет.

2. Реализация судебного механизма защиты прав граждан в сфере пенсионного обеспечения по выслуге лет.

  • 2.1. Социально-правовая защита граждан в сфере пенсионного обеспечения по выслуге лет.
  • 2.2. Судебно-правовая защита граждан в сфере пенсионного обеспечения по выслуге лет.

Список используемых источников.

Актуальность темы представленного исследования связана, прежде всего, с тем, что идея правового государства находится в фокусе современного юридического мышления.

Интерес к человеку, проблеме достоинства личности становится одним из основных проявлений подлинного демократизма государства, его правового характера в жизни современного общества. Идея правового государства, для которого главной ценностью является человек, осознана и получила закрепление в Конституции Российской Федерации.

В правовой системе государства закреплен весь перечень прав, зафиксированных в международных актах и соглашениях, ставших новацией для отечественного законодательства.

Российская Федерация является социальным государством, одно из основных назначений которого — создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Целью данной работы является рассмотрение проблем судебного механизма защиты прав граждан в сфере пенсионного обеспечения по выслуге лет.

Предметом исследования является судебный механизм защиты прав граждан в сфере пенсионного обеспечения по выслуге лет.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить такие задачи как:

  • — рассмотреть вопрос пенсионного обеспечения;
  • — проанализировать нормативно-правовые источники, регламентирующие данную деятельность;
  • — рассмотреть механизм судебных споров по вопросам пенсионного обеспечения по выслуге лет и др.

Таким образом, в настоящее время вопрос о защите субъективных прав имеет как теоретическое, так и практическое значение для уяснения и разрешения на практике ситуаций, связанных с использованием лицом тех возможностей, которые закон предоставляет ему для защиты своего субъективного права.

Формы и способы защиты прав граждан в сфере социального обеспечения (Гусев А.Ю.)

Дата размещения статьи: 05.07.2016

Защите прав российских граждан посвящено достаточно работ ученых-юристов, многие из них «привязаны» к отдельным отраслям права . При этом в них представлены различные точки зрения на понятие «защита права гражданина».———————————

Применительно к трудовому праву см., напр.: Сошникова Т.А.

Правовой механизм защиты конституционных прав и свобод в сфере труда. Издательство Московского гуманитарного университета, М., 2005; Сапфирова А.А. Защита трудовых прав и законных интересов работников органами государственного надзора и контроля. Автореф. М., 2009; Барышникова Т.Ю.

Формы и способы защиты трудовых прав и охраняемых интересов в российском трудовом праве. Автореф. Пермь, 2005.

Специалист в области теории права С.С. Алексеев защиту права охарактеризовал как государственно-принудительную деятельность, направленную на восстановление нарушенного права, обеспечение исполнения юридической обязанности .———————————

Алексеев С.С. Проблемы теории права. Т. 1, Свердловск, 1972. С. 378 — 381.

Приведенное определение защиты права взаимоувязано с понятием юридической ответственности, основным элементом которой также является использование государственно-принудительного механизма со стороны государства для восстановления нарушенного права, хотя, на первый взгляд, их определения не дают оснований для такого утверждения. Так, В.Н.

Хропанюк видит юридическую ответственность для правонарушителя в применении к нему санкций правовых норм, указанных в них определенных мер ответственности . И.Н.

Сенякин обращает внимание на то, что при юридической ответственности из правонарушения возникает правовое отношение между государством в лице его специальных органов и правонарушителем, на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения и неблагоприятные последствия за совершенное правонарушение, за нарушение требований, которые содержатся в нормах права .——————————— Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1997. С. 227.

Сенякин И.Н. Юридическая ответственность // Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2007. С. 599.

Определение защиты права, предложенное С.С. Алексеевым, достаточно четкое, но не учитывает того обстоятельства, что в ходе реализации субъективных прав могут быть созданы препятствия, устранение которых также подпадает под понятие «защита права».

Кроме того, хотелось бы заметить, что защита права может быть осуществлена не только посредством государственно-принудительной деятельности.В науке трудового права было предложено под защитой прав понимать деятельность по реализации мер, направленных на восстановление нарушенного права и устранение препятствий к осуществлению субъективных прав .

Такое определение представляется более точным, но в нем не указывается вид деятельности, направленный на защиту, и не учитывается, что до нарушения права, которое должно быть восстановлено, существует целый ряд предусмотренных законом средств и способов, обеспечивающих пресечение нарушений прав граждан (например, предостережение прокурора, заявление в орган государственной власти о защите права, которое может быть нарушено).———————————

См., напр.: Барышникова Т.Ю. Указ. соч. С. 5.

Наиболее приемлемым представляется определение А.А.

Сапфировой, которая, говоря о трудовых правах и законных интересах граждан, предлагает под их защитой понимать правомерную деятельность, содержание которой составляет реализация предусмотренных законом правовых способов и средств, обеспечивающих пресечение нарушений трудовых прав и законных интересов, их восстановление или устранение препятствий в реализации .———————————

Сапфирова А.А. Защита трудовых прав и законных интересов работников органами государственного надзора и контроля: автореф. дис. . д.ю.н. М., 2009. С. 19.

Это определение подходит и к защите права на социальное обеспечение, которую часто путают с социальной защитой.Понятие «социальная защита» — довольно широкое понятие, что вытекает уже из ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации . В научной литературе есть много определений социальной защиты.

Остановимся на наиболее универсальном, подтверждающем отсутствие тождественности между защитой права на социальное обеспечение и социальной защитой: это меры защиты граждан, предусмотренные нормами различных отраслей права (права социального обеспечения, трудового, экологического, жилищного, гражданского и др.

) и реализуемые посредством форм и способов, предусмотренных международным и национальным законодательством о защите основных прав граждан .——————————— В соответствии с п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение.

См., напр.

: Коренева Ю.С. Социальная защита судей Российской Федерации в сфере труда и социального обеспечения. Автореф. М., 2006. С. 6 — 8.

Другое дело — правовая литература, где признано отделение упомянутых понятий друг от друга.

Под формой защиты большинство исследователей понимают порядок осуществления уполномоченным субъектом деятельности или комплекс внутренне согласованных организационных мероприятий (действий) по защите прав и охраняемых законом интересов, осуществляемых в рамках единого правового режима .———————————

См., напр.: Лушникова М.В., Лушников А.М. Очерки теории трудового права. СПб.: Изд-во Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2006. С. 749; Барышникова Т.Ю. Указ. соч. С. 6; Халиков В.Р. Самозащита в российском трудовом праве. Автореферат дисс. . к.ю.н. Томск, 2006. С. 11 — 13; Гражданское право: учебник. Ч. 1. 2-е изд., перераб и доп. / под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М.: Теис, 1996. С. 267 — 268.

Читайте так же:  Размер пособия при выходе на пенсию

Форма и способ защиты неразрывно связаны друг с другом. А.А. Сапфирова справедливо замечает, что каждая форма защиты объединяет в единое целое конкретные, характерные для нее способы и соответствующие органы защиты .

Данное высказывание можно дополнить следующим высказыванием В.П.

Карташовой: «Форма и способ защиты образуют тот необходимый состав, с помощью которого потерпевшее от нарушения права лицо добивается желаемого юридического результата в направлении восстановления нарушенного права» .——————————— Сапфирова А.А.

Способы защиты трудовых прав, свобод и правовых интересов в сфере труда внесудебными органами государства // Трудовое право. 2008. N 8. С. 32.

Карташова В.П. Современные проблемы соотношения форм и способов защиты гражданских прав в российской цивилистике. Автореф. дисс. . к.ю.н. СПб., 2005. С. 13 — 14.

Какого же желаемого результата возможно добиться в случае защиты права? Можно считать, что ответ на этот вопрос дан в работе Е.И. Петровой , хотя перечисленное ею названо способами защиты права на социальное обеспечение.

Речь идет о восстановлении нарушенного права, пресечении противоправных действий, признании акта нормотворчества не подлежащим применению.———————————

См.: Петрова Е.И.

Инструментарий защиты социально-обеспечительных прав граждан // Вестник Пермского университета. 2010. N 1 (7). С. 185 — 186.

[3]

В этом перечне нет признания права гражданина, хотя такая направленность защиты в социальном обеспечении весьма распространена, особенно при отказе в назначении пенсии. Например, в суды часто обращаются граждане о признании права на досрочную пенсию по старости в рамках обязательного пенсионного страхования.

Ю.С. Кореневой под способом (порядком) реализации защиты прав названа еще одна ее направленность — понуждение к исполнению обязанности соблюдения и реализации социальных прав .———————————

См.: Коренева Ю.С. Развитие общеправового понятия социальной защиты // Вопросы трудового права. 2006. N 9. С. 78 — 79.

Д.С. Шелестов для группы социальных прав определяет понятие самозащиты как возможность инициировать, контролировать и влиять на процесс защиты от начала и до конца, взаимодействуя с органами государственной власти.

Автор отмечает, что органы власти играют важную роль в процессе реализации самозащиты социальных прав граждан и приводит примеры самозащиты социальных прав через органы законодательной, исполнительной и судебной власти, а также органы местного самоуправления .———————————

Шелестов Д.С.

Конституционные основы самозащиты социальных прав гражданами Российской Федерации. Автореферат дис. . к.ю.н. М., 2004. С. 12 — 15.

Поскольку Д.С.

Шелестов связывает самозащиту с деятельностью законодательных, исполнительных, судебных органов, приводит примеры способов защиты социальных прав, имеющих юрисдикционную (правовую) форму, представляется, что он ведет речь о соединении воедино различных способов защиты прав: самозащита ведь осуществляется силами самого гражданина без использования ресурса компетентных органов. По существу о таком же слиянии различных способов говорила и Е.А. Мидонова, исследуя формы защиты интересов в праве социального обеспечения .———————————

Мидонова Е.А. Форма защиты интересов в праве социального обеспечения // Трудовое право. 2007. N 8. С. 40 — 44.

Непосредственно в организации облегчить работникам защиту своего права на социальное обеспечение могло бы предоставление им возможности обращаться в комиссию по трудовым спорам (КТС) по ряду споров по выплатам, осуществляемым за счет средств обязательного социального страхования.

Речь, в частности, идет об оплате листков нетрудоспособности, отпуска по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет и о некоторых иных спорах, когда разногласия между работником и работодателем возникают по поводу данных, исходящих от работодателей.

Даже в тех регионах, где идет пилотный проект по назначению страховых выплат непосредственно территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации, начисление страховых взносов на заработную плату работающих, предоставление сведений об учитываемых видах заработка, подсчет продолжительности страхового стажа осуществляют работодатели. Это значит, что при наличии разногласий по поводу данных, необходимых для исчисления пособий, работникам приходится спорить с работодателем по вопросам, связанным с их трудовой деятельностью. Они могли бы быть разрешены комиссией по трудовым спорам, что не противоречит ее компетенции, определенной в гл. 60 ТК РФ.

Литература

Некоторые вопросы судебной защиты в сфере социального обеспечения (Ерофеева О.В.)

Дата размещения статьи: 13.09.2016

Рассматривая вопросы судебной защиты в сфере социального обеспечения, следует остановиться на тех вопросах, которые имеют массовый характер, являются наиболее острыми и дискуссионными.

Анализ судебной практики показывает, что зачастую при обращении граждан в суд с исками о предоставлении мер социальной поддержки, взыскании компенсации (затрат) за приобретенные технические средства реабилитации и т.п.

, ответчики, которыми выступают уполномоченные государством органы социальной защиты, заявляют о пропуске трехлетнего срока исковой давности, предусмотренного в п. 1 ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации .———————————

См.: Гражданский кодекс Российской Федерации // СПС «КонсультантПлюс».

День юриста
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: