Земля в россии кому принадлежит

Содержание
  1. Федеральная собственность на землю
  2. Понятие федеральной собственности
  3. Законодательство
  4. Основания для возникновения
  5. Земли федеральной собственности
  6. Процедура разграничения федеральной собственности на землю
  7. Процедура передачи земель из федеральной собственности в муниципальную
  8. При необходимости проведения межевых работ по образованию границ участка
  9. Особенности передачи
  10. Кому принадлежат недра России и власть с 1936 г. по 2019 г.? Анализ ЮРИСТА
  11. Конституция СССР (1936 г. Сталинская редакция)
  12. Конституция СССР (1977 г. Брежневская редакция)
  13. Конституция РФ (1993 г. Ельцинская редакция)
  14. Муниципальная собственность на землю – что это за форма собственности, кто получает право владения
  15. Возникновение муниципальной собственности на землю
  16. Объекты и субъекты
  17. Виды муниципальной собственности
  18. Процедура разграничения муниципальной собственности на землю
  19. Как разграничивают муниципальные земли?
  20. Процедура образования земельного участка из муниципальных земель
  21. Дом на муниципальной земле
  22. Аренда муниципальной земли
  23. Как происходит передача земельного участка из муниципальной собственности в частную
  24. Какими способами можно узнать кому принадлежит земельный участок
  25. Право собственности на землю
  26. Классификация видов собственности на земельный участок
  27. Нормы Конституции и законодательство РФ
  28. Формы собственности в отношении земельных участков
  29. Частная собственность
  30. Как и где можно оформить право собственности на земельный участок?
  31. Кому может принадлежать?
  32. Обязанности собственника
  33. Публичная и муниципальная собственность. Особенности права собственности
  34. Государственная форма
  35. Сколько земельных участков можно иметь в собственности
  36. Отказ и последствия
  37. Сколько земли в России и кому она принадлежит? Как распределяются земельные ресурсы в РФ
  38. Кому принадлежат земли Российской Федерации?
  39. Принципы распределения и классификации земель в Российской Федерации
  40. Что можно улучшить в распределении земельного фонда в России?

Федеральная собственность на землю

Земля в россии кому принадлежит

Все земельные наделы в Российской Федерации находятся либо в частной собственности физических или юридических лиц, либо в собственности государства.

Государственные земли разделяются на федеральные, региональные и муниципальные (городские) в рамках особой процедуры, называемой разграничением государственной земельной собственности.

Понятие федеральной собственности

Отличительной особенностью федеральных земель является то, что они находятся в распоряжении федеральных властей и могут регулироваться только законами федерации и постановлениями правительства РФ.

Региональные или муниципальные власти не могут распоряжаться федеральными землями до их разграничения в собственность субъектов или городов РФ.

Согласно п. 1 ст. 16 ЗК РФ, участки земли, находящиеся в федеральном владении, не могут находиться:

  • В муниципальной собственности;
  • В собственности коммерческих организаций и иных юридических лиц;
  • В собственности граждан – физических лиц.

Федеральная собственность на земельные участки образуется в результате обозначения её границ (разграничения) на кадастровой карте государственных земель в соответствии с постановлениями правительства.

Законодательство

Правовое регулирование федеральных земельных владений осуществляется в рамках:

  • Земельного кодекса (ЗК РФ);
  • Закона № 137 «О введении в действие ЗК РФ»;
  • Лесного кодекса;
  • Иных федеральных законов и постановлений правительства.

Основания для возникновения

Согласно п. 1 ст. 17 ЗК РФ, возникновение федеральной собственности на земельные участки происходит в результате:

  • Принятия соответствующих законов;
  • Разграничения государственных земельных владений;
  • Приобретения земель правительством РФ.

В частности, пункт 1 ст. 8 Лесного кодекса относит все земли лесного фонда к федеральной собственности, как и ст. 29 закона № 57 «О государственной охране» относит участки, на которых расположены соответствующие службы, к федеральным землям.

Разграничение подразумевает выделение земель в категорию федеральных владений из неразграниченных государственных наделов или из наделов субъектов федерации путём их передачи под федеральную юрисдикцию.

Земли могут также приобретаться в федеральную собственность:

  • У частных лиц;
  • У муниципальных образований;
  • У других государств.

Приобретённые земли из состава федеральной собственности могут находиться и вне государственной границы, например, резиденции послов РФ в зарубежных странах расположены на федеральных владениях РФ.

Земли федеральной собственности

Согласно пункту 1 ст. 3.1 ФЗ № 137, к федеральной собственности относятся следующие территории:

  • Наделы, расположенные под жилыми и нежилыми постройками, являющимися собственностью РФ;
  • Земли органов власти и их представительств;
  • Земли казённых и унитарных предприятий;
  • Земли, находящиеся в пользовании Академии наук и сопряженных с ней учреждений;
  • Дороги и проезды, относящиеся к госкомпании Росавтодороги;
  • Земли лесного и водного фондов;
  • Земли заповедников;
  • Земли обороны;
  • Закрытые города;
  • Земли резерва.

Земли унитарных предприятий, находящихся в ведении муниципалитетов, не являются федеральными территориями, также отдельные заповедники могут находиться в составе земель субъектов федерации.

Определить, относится ли земельный надел к федеральной собственности, можно на сайте Росреестра по кадастровому номеру.

Процедура разграничения федеральной собственности на землю

Федеральная земельная собственность образуется в результате разграничения государственных неразделённых земель в следующем порядке:

  • Формируется проект закона о разграничении государственной собственности в федеральную;
  • Отдельным постановлением инициируется проведение кадастровых работ;
  • Закрепляются границы государственного участка и присваивается уникальный кадастровый номер;
  • Принимается закон, определяющий принадлежность образованного участка к федеральным владениям.

В законе указывается категория земли образованного участка федеральных земель, целевое назначение и нормы эксплуатации и предоставления. Для изменения границ уже существующих федеральных земель могут приниматься поправки к действующим законам (Лесному, Водному кодексу), а также границы их применимости.

Кадастровые работы при определении границ федеральных земель, выделяемых из государственной собственности, осуществляются в соответствии с предварительным проектом, который утверждается правительством РФ.

На практике это выглядит следующим образом:

  • Правительство решает образовать заповедник в составе федеральной собственности;
  • Сотрудники министерства земельных ресурсов составляют схему будущего участка;
  • Схема согласовывается, утверждается и направляется в кадастровую службу для выполнения геодезических работ на местности;
  • Выполненный кадастровыми инженерами межевой план будущего участка, изготовленный согласно схеме, направляется в министерство земельных ресурсов;
  • Межевой план согласовывается и утверждается в министерстве. При необходимости проводятся работы по уточнению.

Вид межевых работ, проводимых при разграничении участка из государственной собственности в федеральную, зависит от наличия первичных границ и масштабов их изменений.

Если участок был образован ранее и меняется только его категория и/или принадлежность, то проводятся только работы по уточнению границ, а первичные межевые работы по образованию границ (с присвоением кадастрового номера) осуществляются, если участок формируется впервые.

Федеральные земли, в свою очередь, могут быть переданы в собственность субъектов федерации или муниципальных властей.

Процедура передачи земель из федеральной собственности в муниципальную

Передача федеральных земель муниципалитетам осуществляется в следующих случаях:

  • При наличии на федеральных участках строений, относящихся к муниципальной собственности;
  • В целях выполнения региональных и местных программ по предоставлению участков земли нуждающимся лицам;
  • В целях реализации плана застройки и/или развития территории.

Процедура передачи земель в ведение муниципалитета осуществляется следующим образом:

  • Подача заявления о передаче в федеральные органы исполнительной власти;
  • Рассмотрение заявления в течение 30 дней;
  • Принятие решения о передаче участка или об отказе в передаче;
  • Принятие решения о проведении кадастровых работ по образованию границ передаваемого участка (при отсутствии кадастрового номера или при первичном разграничении);
  • Согласование процедуры передачи;
  • Регистрация муниципального права собственности в органах Росимущества.

При необходимости проведения межевых работ по образованию границ участка

Решение о проведении таких работ (шаг 4) принимается одновременно с решением о предоставлении участка муниципалитету (шаг 3), согласно п. 9 ст. 39.31 ЗК РФ.

Заявление должно подаваться главой муниципалитета или его заместителем, согласно п. 1 ст. 39.31 ЗК РФ.

В заявлении должны быть указаны сведения:

  • О целях передачи земель;
  • О кадастровом номере участка;
  • О муниципальном образовании.

В случае отказа главе муниципального образования должны быть предоставлены причины в письменном виде. Отказ может быть получен, согласно п. 7 ст. 39.31 ЗК РФ, в следующих случаях:

Если обозначенный в заявлении надел не подлежит передаче;

  • В заявлении отсутствует кадастровый номер участка вкупе с отсутствием схемы его расположения;
  • Участок уже разграничен в иной вид государственной собственности;
  • Предоставленная схема не соответствует требованиям ведомства.

Кадастровый номер отсутствует, когда участок не образован, в этом случае следует обязательно приложить схему, на основании которой будут проводиться кадастровые работы по определению границ.

Особенности передачи

Федеральные земельные участки передаются муниципалитетам исключительно на принципах безвозмездности и с учётом целевых программ регионального и общероссийского уровня.

Если был получен отказ по причине невозможности передать данный участок, то такой отказ правомерен (п. 2 ст. 39.30 ЗК РФ) только при указании в заявлении участка, находящегося в составе:

  • Земель органов власти и государственных учреждений;
  • Земель федеральных казённых предприятий;
  • Земель государственных некоммерческих структур при наличии зданий, принадлежащих таким структурам;
  • Особо охраняемых земель и земель лесов;
  • Земель особых экономических зон;
  • Земель, занятых стратегически важными объектами;
  • Переданным субъектам РФ земель;
  • Зарезервированных государством земель.

Согласно п. 10 ст. 39.31 ЗК РФ, решение федерального ведомства о передаче земельного надела в собственность муниципалитета является законным основанием для финансирования кадастровых работ по определению границ:

  • Из бюджета муниципалитета;
  • Из регионального бюджета.

Выбор источника финансирования определяется законодательством субъекта, если не указан напрямую в тексте решения о передаче.

Итак, федеральная собственность на землю регулируется федеральными законами и постановлениями правительства РФ.

Федеральные земельные владения образовываются путём разграничения не размежёванных государственных земель, и могут в свою очередь передаваться в собственность региональных властей ил муниципалитетов. Передача земель из федеральной собственности осуществляется исключительно на уровне ведомств правительства РФ.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Кому принадлежат недра России и власть с 1936 г. по 2019 г.? Анализ ЮРИСТА

Земля в россии кому принадлежит

По Конституции СССР всё было четко и ясно.

Конституция СССР (1936 г. Сталинская редакция)

Статья 3. Вся власть в СССР принадлежит трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся.Статья 6.

Земля, ее недра, воды, леса, заводы, фабрики, шахты, рудники, железнодорожный, водный и воздушный транспорт, банки, средства связи, организованные государством крупные сельскохозяйственные предприятия (совхозы, машинно-тракторные станции и т.п.

), а также коммунальные предприятия и основной жилищный фонд в городах и промышленных пунктах являются государственной собственностью, то есть всенародным достоянием. http://risovach.ru/upload/2018/04/generator/stalin_175230973_orig_.jpg

Конституция СССР (1977 г. Брежневская редакция)

  • Недра из всенародного достояния перешли только в государственную собственность. А уже гос. собственность как бы достояние народа.
  • Но гос. собственность и гос. власть всё ещё являются собственностью народа. Но уже не является собственностью трудящихся. Заметили жонглирование формулировками? С этого момента пролетариат больше не является правящим классом.

Статья 2. Вся власть в СССР принадлежит народу. Народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу СССР.Статья 11. Государственная собственность — общее достояние всего советского народа, основная форма социалистической собственности.

В исключительной собственности государства находятся: земля, ее недра, воды, леса.

Государству принадлежат основные средства производства в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве, средства транспорта и связи, банки, имущество организованных государством торговых, коммунальных и иных предприятий, основной городской жилищный фонд, а также другое имущество, необходимое для осуществления задач государства. https://oibelozerov.files.wordpress.com/2017/06/wx1080.jpg

Конституция РФ (1993 г. Ельцинская редакция)

Тут гос. власть и гос. собственность перестают принадлежать и народу и трудящимся. Народ остается просто источником власти. Народом по факту является каждый, кто является гражданином. А гражданином может стать любой человек. А Государство взамен теперь обязуется действовать в интересах человека и гражданина. Но не их всех вместе, как народа.

Статья 2. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.Статья 3 1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. 2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Оставили лишь одну статью при этом с крайне обтекаемой формулировкой :

Статья 9 1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. 2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Недра используются как основа жизни народов? Оказывается это формулировка относится к коренным народам, живущим промыслом. А так же к охране окружающей среды и права собственности на объекты этой среды. К тому что недра должны использоваться в целях обеспечения всего народа достойной жизнью это не относится. Это не про то. Читайте комментарии.

http://img12.blogzona.ru/f/5/c/6/9/64a0adcc142b8164cdf3c0c81d4.jpg

Вывод: любой гражданин или группа граждан сейчас могут быть источником власти и действовать через государство в своих интересах, как граждан. По мнению К. Маркса это чаще всего это та группа, у которой больше денег. И вот она действует в своих интересах.

Это называется “Демократия” (при соц. коммунизме источником власти могли быть только трудящиеся пролетарии”). Хорошо это или плохо, решать Вам.А “недра как собственность трудящегося народа” существуют только в умах бывших граждан СССР. Нет тут ничего вашего.

Забудьте уже про это и живите новой жизнью.

https://bgr.news-front.info/wp-content/uploads/2018/01/33363.jpg

ЗЫ: Ребята, я чту законы нашей страны. Поэтому часть комментов будет удаляться, не обижайтесь, можете тут дискутировать на эту тему только в рамках законного правового поля.Ставьте лайк, подписывайтесь на канал, оставляйте своё мнение. Я его прочту и для меня оно действительно важно.

Муниципальная собственность на землю – что это за форма собственности, кто получает право владения

Земля в россии кому принадлежит

Понятие муниципальной собственности на землю появилось относительно недавно и представляет целый комплекс правомочностей, что касаются владения, пользования и распоряжения определённым участком земли, который был признан муниципальным образованием.

Возникновение муниципальной собственности на землю

При муниципальном владении земельными участками все права владельца регулируются и контролируются местными органами власти.

Согласно закону Российской Федерации, власти имеют право распоряжаться землями, которые находятся в зоне их территориального предела, по своему усмотрению.

Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений распространяются на такие моменты, которые связаны с муниципальными землями:

  • передавать земли в частную собственность;
  • сдавать земельные участки в аренду;
  • другое.

Муниципальная собственность возникает, если:

  1. муниципалитет получил наделы на землю из федерального или регионального фонда Российской Федерации;
  2. государство закупило земли;
  3. при отказе частных собственников от наделов;
  4. в случае если муниципалитет получил земли под реализацию социальных программ.

Объекты и субъекты

Объектами в данном случае выступают земельные участки (наделы), которые находятся в территориальных пределах местных властей.

Какие земли могут быть муниципальными? Это:

  1. земли, которые находятся в пользовании частных и государственных организаций;
  2. земли, которые являются общей собственностью предприятий или учреждений.

Субъектами, в свою очередь, могут быть:

  1. главы муниципалитетов;
  2. органы власти;
  3. подразделения городской администрации;
  4. унитарные предприятия;
  5. частные предприятия.

Важно отметить, что муниципалитет в основном пользуется такими типами земель, как:

  • земли, на которых проживают граждане Российской Федерации;
  • земли сельскохозяйственного назначения;
  • промышленные земли;
  • земельные участки, которые носят характер оборонного или стратегического назначения.

Виды муниципальной собственности

На сегодняшний день земли муниципальной собственности классифицируют в следующем порядке:

  • Закрытые – для того, чтобы попасть на эти участки нужно иметь специальный пропуск. Обычно это здания оборонного или стратегического характера, а также здания органов властей.
  • Публичные – это участки, которые находятся в общем доступе каждому гражданину. Дороги, парки, скверы – это публичные земли.
  • Нераспределённые – это участки земли, которые предназначены для сдачи в аренду или передачи в собственность гражданам;
  • Предоставленные – земли, которые раньше использовались властями, а на сегодняшний день передаются в право собственности частным лицам.

Процедура разграничения муниципальной собственности на землю

Что собой представляет процедура разграничения муниципальной собственности? Под понятием разграничения имеется в виду, что земли делятся на федеральную, региональную, муниципальную собственности.

Данная процедура происходит путём принятия властями постановлений о разграничении земельных участков, а также федеральных законов об изменении границ субъектов федерации.

Право муниципальной собственности может приниматься как на федеральном уровне, так и на региональном.

Как разграничивают муниципальные земли?

В свою очередь данные участки разграничивают по внутренним территориями:

  1. поселениям в городах;
  2. по округам;
  3. по районам муниципалитета;
  4. по пригороду;
  5. префектурами;
  6. другое.

Процедура образования земельного участка из муниципальных земель

Муниципальный участок может быть создан на основе земель, которые находились в муниципальной собственности местных органов властей и быть образован в следующих случаях:

  1. если участок был предоставлен садоводческому или дачному товариществу;
  2. если участок переходит в право собственности физическому или юридическому лицу;
  3. если участок переходит к предприятию, которое вместе с местными властями занимается развитием территории;
  4. если участок выделяется под застройку жилого дома;
  5. если участок выделяется для застройку муниципального учреждения;
  6. если участок переходит под застройку линейных объектов.

Образования любого муниципального земельного участка возможно только по согласию местных властей. Как правило, данное решение выносит либо архитектурно-градостроительный комитет, либо местная администрация.

Дом на муниципальной земле

Дом на муниципальной земле можно и построить. К арендаторам земли будут выноситься отдельные требования. Как правило, такие земельные участки предоставляются на безвозмездной основе. Также можно выкупить муниципальную землю у местных властей, если на ней уже возведён дом.

Аренда муниципальной земли

Согласно законодательству Российской Федерации муниципальный земельный участок можно арендовать на условиях платного и бесплатного, срочного и бессрочного пользования.

Взять в аренду землю может как физическое, так и юридическое лицо. Если арендованная земля планируется использоваться под застройку, то право аренды будут передаваться на торги. Этот вид аренды является долгосрочным и имеет свои нюансы.

Отказать в аренде муниципального земельного участка могут в случаях, если произошло изъятие земли из оборота муниципального владения.

Как происходит передача земельного участка из муниципальной собственности в частную

Для того чтобы получить муниципальную землю в частную собственность необходимо выполнить ряд следующих процедур:

  1. подать заявление в комитет о предоставлении земли;
  2. получить положительный ответ от земельного комитета;
  3. заказать межевые работы по выделению данного участка земли;
  4. заказать кадастровый паспорт в Кадастровой палате и, соответственно, предоставить им межевой план;
  5. утвердить участок в местной администрации.

Какими способами можно узнать кому принадлежит земельный участок

Для того чтобы установить кому принадлежит земельный участок можно обратиться в следующие органы властей:

  1. Кадастровая палата – по кадастровому номеру определят владельца. Самый быстрый способ.
  2. Федеральная регистрационная служба – в ней есть все данные о сделках, которые были проведены с данным участком земли.
  3. Росреестр –можно получить выписку со сведениями о владельце земли.
  4. Администрация муниципального образования.
  5. Налоговая.

Также всю информацию можно получить через Многофункциональный центр.

Право собственности на землю

Земля в россии кому принадлежит

С точки зрения экономического подхода и законодательства РФ можно выделить общественную, коллективную и частную собственность на имущество. В статье рассмотрим более детально основные законодательные аспекты прав собственности.

Классификация видов собственности на земельный участок

Законодательством Российской Федерации предусмотрено несколько форм собственности. Согласно данной классификации существует:

  1. Общественная собственность – в данном случае право на земельный участок распространяется на целое общество или государство.
  2. Частная собственность – гражданин имеет полный спектр прав на земельный участок. Он может продавать, дарить, обменивать земельный участок, то есть он им владеет, распоряжается и пользуется по своему усмотрению не нарушая законов Российской Федерации.

Рассматривая с юридической точки зрения, право собственности может быть общим или единоличным. Имущество в общем праве собственности имеет свойство принадлежать сразу нескольким лицам и быть в долевой или совместной властности. Единоличная собственность может быть государственной, муниципальной или частной в зависимости от ситуации и случая, а также самого земельного участка и прав на его распоряжение гражданином.

Нормы Конституции и законодательство РФ

Основная классификация прав собственности согласно статье 8 Конституции Российской Федерации и статьи 212 Гражданского Кодекса РФ имеет следующие категории:

  1. частная собственность – в данном случае собственником выступает физическое или юридическое лицо;
  2. государственная собственность – данные объекты находятся на счёте государства и являются федеральной собственностью;
  3. муниципальная собственность – в данном случае субъектом выступает сельское поселение или город;
  4. другие.

Формы собственности в отношении земельных участков

Во времена СССР вся земля была собственностью государства, сейчас же согласно Конституции граждане Российской Федерации имеют право оформить участок земли в частную собственность. Она предусматривает следующее:

  • право владения, распоряжения, пользования закрепляется за гражданином или группой лиц, которые состоят в долевой или совместной собственности;
  • все права регулируются Конституцией РФ, Земельным Кодексом Российской Федерации, Федеральными Законами;
  • в зависимости от права собственности на землю действуют разные законы и правила;
  • Кадастровая палата предоставляет информацию по определённому участку надела.

Частная собственность

Земельный участок можно оформить в частную собственность несколькими путями:

  1. Через приватизацию муниципальной или государственной земли. В данном случае гражданин имеет законное право получить надел в приватную собственность, который был выдан на безвозмездной основе ещё в СССР. Согласно законодательству Российской Федерации правом на бесплатную приватизацию гражданин имеет возможность воспользоваться разово.
  2. По договору дарения или в результате получения наследства. Земельный участок может быть подарен его законным владельцем или быть переданным по наследству в законном порядке.
  3. По договору купли-продажи земельного участка. Заключить сделку можно как с частным лицом, так и с государством. Если участок земли пребывает в аренде, то гражданин может его выкупить (в случае, если арендодателем выступает государство).

Как и где можно оформить право собственности на земельный участок?

Оформление происходит в Росреестре при подаче гражданином полного пакета необходимых документов. Обязательным является и прикрепление заявления на вступление в право собственности на конкретный земельный участок гражданином Российской Федерации. Заявление не имеет стандартного образца, пишется в добровольной форме согласно законодательству с указанием , которая касается дела.

Кому может принадлежать?

Садовые товарищества, дачные и фермерские хозяйства также имеют право получать землю в свою собственность для ведения хозяйства.

Согласно статье 15 Земельного Кодекса право собственности в данном случае между лицами обговаривается.

Какими правами наделяют гражданина в случае получения земельного участка в собственность? Это:

  • Собственник может отчуждать участок вместе со всеми зданиями и постройками на нём.
  • Владелец земли имеет гораздо больше преимуществ в случае покупки земли, нежели её аренде.
  • Владелец может распоряжаться только той землёй, которая изъята из оборота государственной.
  • Если у гражданина забирают земельный участок на законных основаниях, он имеет право на денежную компенсацию, только если это была не конфискация в связи с неправомерными действиями гражданина по отношению к использованию надела.
  • Гражданин может лишиться права собственности в случае, если она была использована в качестве залога при оформлении ипотечного кредита или же заложена в других финансовых учреждениях. Если владелец не выполняет свои обязательства перед банком, то последний имеет полное право забрать за неуплату долга. Гражданин может лишиться земли и в случае его банкротства.
  • Гражданин имеет право пользоваться землёй для личных потребностей или целей.

Обязанности собственника

В обязанности гражданина входят:

  • земельный участок должен использоваться по назначению;
  • обязательно должны соблюдаться границы земельного участка согласно кадастрового плана;
  • должны проводиться агротехнические работы;
  • владелец обязан платить налоги.

В случае если владелец использует участок не по назначению или нарушает установленный законом порядок, он может быть лишён права собственности.

Публичная и муниципальная собственность. Особенности права собственности

Муниципальные земли – это те участки, которые пребывают в распоряжении муниципалитетов. К ним относятся и земли федерального значения. В данную категорию попадают земли на бесплатной основе, которые ранее были закреплены и принадлежали государству Российской Федерации. Данные участки предназначены для развития территорий муниципалитета.

Муниципальная земля используется и раздаётся по усмотрению органов властей. Они могут её продавать, сдавать в аренду, передавать в частную собственность.

Муниципалитет может распоряжаться и землёй социального предназначения.

Государственная форма

Государственные земли – это участки, которые пребывают в госсобственности. Прежде всего это:

  • заповедники, парковые зоны;
  • земли стратегического предназначения;
  • научно-исследовательские центры участки;
  • земли, предназначенные для хранения радиоактивных отходов;
  • другие объекты.

Данные земли изъяты из оборота.

Сколько земельных участков можно иметь в собственности

Согласно законодательству Российской Федерации не предусмотрено определённое количество, которое гражданин может иметь в частной собственности. Разово гражданин может провести процедуру приватизации на бесплатной основе.

Отказ и последствия

Владелец земельного участка может лишиться права собственности на надел на добровольной или принудительной основе.

На принудительной основе лишаются в том случае, если в связи со стихийным бедствием был разрушен участок или его часть или если владельцем были нарушены требования по эксплуатации участка, которые прописаны в законодательстве.Гражданин имеет право на компенсацию ущерба в виде нового участка или в денежном эквиваленте.

Сколько земли в России и кому она принадлежит? Как распределяются земельные ресурсы в РФ

Земля в россии кому принадлежит

Земля – это важнейший природный ресурс, как человеческий, так и государственный. С давних времен человек использовал землю в своих интересах: добывал пищу, строил жилье, пользовался лесами и недрами.

Испокон веков земля нужна для удовлетворения жизненно важных потребностей населения.

Но что значит земля для государства и человека в современное время? Сколько земли принадлежит Российской Федерации? Кем, как и для чего она используется? Все это мы расскажем в нашей статье, посвященной земельным ресурсам России.

После распада Советского Союза страну ожидали огромные перемены. Одним из актуальнейших вопросов тех времен был вопрос по перераспределению земельных площадей. Преобразования начались успешно: в первый же год провели инвентаризацию земель, выделили 950 тысяч участков для садоводства и огородничества, создали и наделили землей больше 100 тысяч крестьянских (фермерских) хозяйств.

Конечно, переход на новую систему занял не один год, а в обществе и политических рядах данная ситуация вызывала не мало противоречий.

Виктор Хлыстун, академик, министр сельского хозяйства РСФСР, автор реформы 1990-ого года рассказывал: «Радикальные реформаторы тогда настаивали на включении земли в общий фонд приватизации и наделении ею всех граждан по ваучерам. Мы были категорически против: только сельские жители имели право на землю».

Главное преобразование было в том, что после реформы 1990-ого года в стране появилась частная собственность на землю.

Георгий Ярошевич, доктор сельскохозяйственных наук, директор НИИ сельского хозяйства в Пскове, комментировал итог всего этого так: «Пострадали все сельскохозяйственные институты и академии, расположенные рядом с городами. В 2009-2010 годах у нас начали отбирать плодородные земли под строительство дач, новостроек и коттеджей».

«Начавшееся в конце 90-х годов разрушение системы управления земельными ресурсами привело к вопиющей бесхозяйственности» – сетовал Виктор Хлыстун.

Кому принадлежат земли Российской Федерации?

Россия естественным образом занимает мировое лидерство по объемам земельных ресурсов. «Сегодня никто в стране не знает, каков размер главного национального богатства России и сколько оно стоит», – отмечает Виктор Хлыстун.

Действительно, стоимость земельных участков по стране варьируется от несколько тысяч до несколько миллионов рублей за одну сотку земли! Разница в стоимости колоссальная, и объясняется она, в первую очередь, климатическими факторами.

Например, стоимость земельного участка в Сочи или Крыму значительно превышает стоимость такого же по площади участка, находящегося в глубинках Татарстана. Примеров можно привести много. Следует понимать, что в курортных городах, а также в городах-миллионниках стоимость земли всегда будет завышена.

К сожалению, несмотря на земельное богатство нашей страны, население не может в полной мере насладится этим достоянием. Земельная реформа в свое время изменила судьбы тысяч граждан, и многие до сих пор не имеют возможности приобрести себе земельный участок, потому что все вокруг было выкуплено после в 1990-е годы.

«Одна из главных причин сложившейся ситуации – это отсутствие разграничения между государственными землями.

Не понятно, какая земля федеральная, какая муниципальная, а какая принадлежит субъекту Федерации, то есть региональным властям», – говорит о проблеме Наталья Шагайда, доктор экономических наук, директор Центра агропродовольственной политики Института Прикладных Экономических Исследований РАНХиГС.

В настоящее время огромное количество невостребованных земель находится во владении муниципалитетов. Это доли тех сельских жителей или их наследников, кто не выделил земли в индивидуальные участки, не успел продать, или в свое время не передал в аренду.

По данным Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, в России более 390 миллионов гектар земель сельскохозяйственного назначения. Из них чуть более половины, а именно 196 миллион гектар – угодья (пашни и пастбища). Огромные площади, к сожалению, не востребованы.

Еще Петр Столыпин говорил, что «в деле земельного устройства нужен упорный труд и продолжительная «чёрная» работа». На сегодняшний день огромные площади земельных участков пустуют из-за наложенного на них обременения.

Состоятельные бизнесмены скупают гектары земель в качестве инвестиций, а потом отдают их в банки под залог для получения новых кредитов и получения новой прибыли.

Однако от таких действий страдают не только фермерства, но и экономика многих регионов.

Вообще официально ответственность за земли сельскохозяйственного назначения, их контроль и мониторинг возлагается на Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. А вот следит за постройками специальный Фонд жилищного строительства.

В теории все просто, но на практике, для того чтобы получить то или иное разрешение (либо справку), нужно обойти немало инстанций.

«А у нас даже нет единого конкретного органа по управлению земельными ресурсами», – с сожалением комментирует Наталья Шагайда.

Принципы распределения и классификации земель в Российской Федерации

Совокупность земель, которая находится в пределах границ той или иной страны, представляет ее земельный фонд. Земельный фонд является собственностью государства. К сожалению, не вся площадь земельных ресурсов России востребована.

В силу особенностей географического положения России и ее природно-климатические условий земли в народном хозяйстве используются крайне неравномерно. Чтобы можно было максимально эффективно использовать имеющиеся богатства, земельные участки повсеместно разделены на специальные категории и виды допустимого использования.

Согласно Земельному Кодексу Российской Федерации №136-ФЗ от 25 октября 2001 года, совокупность земель, входящих в земельный фонд страны, подразделяется на категории в соответствии с целевым назначением. И распределение земельного фонда по категориям земель – важнейшая форма организации их использования.

Земельный фонд распределяется по категориям в соответствии со следующими критериями:

  1. вид;
  2. форма собственности;
  3. целевое назначение.

Соответственно, в каждой категории есть свои подгруппы. Например, структура земельного фонда города включает земли:

  • общего пользования:
  • скверы,
  • улицы,
  • площади,
  • бульвары;
  • застройки (участки под сооружениями, зданиями) и прочие.

Структура земельного фонда непостоянна – с определенной периодичностью она меняется из-за социальных, экологических, политических и экономических факторов. Следует понимать, что меняться могут не только категории земельного фонда, но и отдельные внутренние объекты. Это могут быть такие изменения, как

  • перевод участка земли из одной категории в другую;
  • приватизация земельного участка;
  • развитие предпринимательской деятельности и иной промышленной деятельности в районе определенной земельной территории, и прочие возникающие изменения.

Зонирование территорий осуществляется строго по правилам, в соответствии с градостроительным регламентом.

Зонирование, в широком понимании, это распределение участков земли на определенные зоны и районы, а также установление некоторых ограничений на ее применение.

В соответствии со статьей № 30 «Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ, правила зонирования имеют такие следующие цели:

  1. Сохранение природы и памятников архитектуры;
  2. Развитие муниципальных территорий;
  3. Обеспечение законности интересов физических лиц и организаций;
  4. Создание условий для привлечения большего количества инвесторов для строительства капитальных объектов.

Любые изменения незамедлительно должны быть внесены в карту градостроительного зонирования.

Земельным Кодексом РФ определяются 7 основные крупные категории земельного фонда Российской Федерации, они показаны в таблице

№Наименование категорииЧто за землиДоля в общей площади, %
1Земли лесного фондаДанный фонд необходим для ведения и восстановления лесного хозяйства страны64%
2Земли сельскохозяйственного назначенияЗемли сельхозназначения могут быть использованы в учебных, научно-исследовательских и целях сельскохозяйственного производства22,5%
3Земли запасаЗемельные площади, находящиеся в резерве государства4,8%
4Особо охраняемые землиЗемли особо охраняемых объектов Российской Федерации и территорий (в том числе, заповедники)3,2%
5Земли для обеспечения обороны, космической деятельности безопасности и иного специального назначенияЗемельные зоны, на которых расположены различные предприятия и здания специального и вспомогательного назначения: энергетики, промышленности, радиовещания, транспорта и т.д.2,8%
6Земли водного фондаДанный фонд представляет собой территории рек, прудов, морей, озер, а также все прилегающие к ним земли1,5%
7Земли поселений (населенных пунктов)На данных землях размещаются объекты инфраструктуры и здания для проживания людей1,2 %

На землях населенных пунктов, строительство разрешено лишь при наличии разрешения. Существует несколько видов разрешенного строительства:

  1. ИЖС (индивидуальное жилищное строительство);
  2. ЛПХ (личное подсобное хозяйство);
  3. ДНП (дачное некоммерческое партнерство – застройка под дачу).

Земли сельскохозяйственного назначения могут быть использованы не только крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, но и обычными гражданами России. Граждане могут использовать такие земли для нескольких целей:

  1. ведения личного подсобного или фермерского (крестьянского) хозяйства;
  2. животноводства;
  3. огородничества;
  4. сенокошения;
  5. выпаса скота;
  6. садоводства.

При этом законодательство России запрещает нецелевое использование земель определенных категорий!

В России большое внимание уделяется землям сельскохозяйственного назначения. Земельные сельскохозяйственные наделы размещаются за пределами городов. Основная функция земель этой категории – производство сельскохозяйственной продукции. Сельскохозяйственные земли имеют следующие виды разрешенного использования:

  1. Зоны, предусмотренные для выращивания сельскохозяйственных культур;
  2. Территория дорог и лесополос;
  3. Участки под специализированные строения;
  4. Залежные земли (территории, которые утратили свою производственную и экологическую ценность).

На территориях промышленного назначения располагаются различные производственные мощности. Данный вид земель предусмотрен для предоставления необходимых ресурсов различным специализированным организациям.

Промышленные земли предполагают не только возведение зданий для производственных целей, но и сооружения для добывания полезных ископаемых.

При этом в соответствии с действующим законодательством, промышленные земли могут находиться в собственности, государства, муниципальных организаций и граждан страны.

Общая площадь территории России на 2019 год составляет 17125191 км², а как она распределяется – показано в таблице

СубъектыКоличество субъектовОбщая площадь, тысяч гектар
Хозяйственные товарищества и общества29206108036,7
Производственные кооперативы16227100845
Государственные и муниципальные унитарные сельскохозяйственные предприятия2793112687,3
Научно-исследовательские и учебные учреждения и заведения22132932,7
Подсобные хозяйства21421158,2
Прочие предприятия, организации и учреждения1563313845,3
Общинно-родовые хозяйства50073260,4
Казачьи общества296104,9
Итого69010412870,5

По прогнозам статистов, общая посевная площадь в 2020 году должна составить около 80,3 миллионов гектар. «Посевная площадь под сельскохозяйственные культуры должна увеличиться в 2020 году на 800 тысяч гектар, в том числе под зерновые – на 650 тысяч гектар», – заявил директор департамента растениеводства Министерства сельского хозяйства Роман Некрасов.

Что можно улучшить в распределении земельного фонда в России?

Разумеется, имея такую огромную площадь владений, государству нелегко осуществлять контроль над земельным фондом и за всеми, связанными с ним, субъектами. Однако же следует ужесточить мониторинг и ввести несколько конкретных пунктов для совершенствования системы «земельных дел».

Чтобы навести порядок в земельном хозяйстве страны, необходимо, прежде всего, провести сплошную инвентаризацию земель и последующее их межевание. Причем, зарегистрировать владельцев участков, их точные границы и площади.

По общему мнению, следует усовершенствовать систему регулирования рынка сельскохозяйственных земель, а также ужесточить противодействие спекуляции и внести конкретные ограничения по концентрации земель в собственности одного или группы лиц.

«Если и начнется процесс изъятия неиспользуемых и невостребованных земель, то важно в этот момент не наделать новых ошибок», – предупреждает Наталья Шагайда.

День юриста
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: